Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Немного об итогах 2015 года…

С каждой минутой приближается самый любимый в нашей стране праздник. В предновогоднее время принято вспоминать хорошее и прощать обиды, подводить итоги прошедшего и строить планы на будущий год. Уполномоченный по правам ребенка и специалисты её аппарата в 2015 году, как и в предыдущие, старались сделать жизнь маленьких петербуржцев комфортнее и благополучнее.

В этом году была поставлена точка в споре о правилах проезда детей на железнодорожном транспорте. С прошлого лета Светлана Агапитова вела борьбу за право ребенка садится в поезда дальнего следования с копией свидетельства о рождении. В результате в середине 2015 года Правительство Российской Федерации внесло изменения, позволившие детям, не достигшим 14 лет, ездить с нотариально заверенной копией свидетельства о рождении.

Еще одна из «побед» Уполномоченного в уходящем году – восстановление права петербургских семей с тройней на внеочередное получение квартиры, которое было несправедливо упразднено в 2013 году.

На жилищном учете Петербурга состоят всего 13 семей, где одновременно родилось трое детей. Для города это незначительная цифра, а семьям, живущим в стесненных условиях, получение отдельной площади – большое подспорье. Благодаря инициативе Уполномоченного с 1 января 2016 года семьям с тройней вернут преимущественное право на получение квартиры. Внеочередную льготу на обеспечение жильём получат также родители пяти и более малышей и многодетные семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид.

Другое предложение Уполномоченного по изменению законодательства позволило обеспечить детей с болезнью Крона бесплатными лекарствами – их оплату взял на себя бюджет города. Болезнь Крона – тяжелый недуг, предполагающий длительное лечение дорогими препаратами. Министерство здравоохранения не выделяет средства на пациентов с данным диагнозом, а родители подчас не имеют возможности купить необходимые медикаменты. Отсутствие же адекватного лечения может привести к необратимым последствиями, глубокой инвалидности и даже смерти ребенка.

Светлана Агапитова предложила внести дополнения в Закон о льготном обеспечении лекарственными средствами, которые позволили бы решить проблему. В результате власти Петербурга внесли болезнь Крона в перечень заболеваний, которые дают право на обеспечение пациента медицинскими препаратами за счет средств бюджета города.

«Решение системных задач – очень важная часть работы Уполномоченного. Но, не скрою, самая большая радость для меня – когда удается помочь конкретным людям», - не раз признавалась Светлана Агапитова. Перечислить всех, кому помогла Уполномоченный в 2015 году просто невозможно – за последние 12 месяцев в аппарат поступило более 4 тысяч обращений. Но некоторые случаи не упомянуть невозможно.

Одна из таких - история сироты, которого на 9 месяцев «забыли» в психиатрической больнице. Платон* попал в клинику из приюта, сотрудники которого после окончания лечения отказались забирать воспитанника. Выставить ребенка на улицу медики не могли, и о сложившейся ситуации сообщили в орган опеки, прокуратуру, Комитеты по социальной политике и по образованию. Ведомства больше полугода разбирались, кто должен озаботиться дальнейшей судьбой сироты, а мальчик всё это время оставался в психиатрии. О Платоне детскому Уполномоченному рассказала прабабушка мальчика, и Светлана Агапитова организовала его перевод из больницы в школу-интернат.

Другой сирота «застрял» между двумя регионами. Вадим* был с рождения зарегистрирован в Ленинградской области, но много лет жил с опекуном в Санкт-Петербурге. Из-за появившихся проблем опекуна отстранили от обязанностей. Мальчика поместили в один из приютов Северной столицы для дальнейшего перевода по месту регистрации. Но в Ленобласти отказались принимать сироту, сославшись на неправильное оформление документов.

Ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» сотрудники органов опеки Петербурга и Ленобласти искали несколько месяцев, пока не вмешались Уполномоченные по правам ребенка обоих регионов. В итоге компромисс был найден, формальности удалось уладить, и мальчика приняли на его малой родине.

В 2015 году Уполномоченный помогла ребенку вернуть способность слышать. После смерти отца у Пашиной* мамы случился инсульт, который вызвал паралич. Так мальчик попал в дом-интернат. В середине года сотрудники учреждения заметили, что у ребенка резко ухудшился слух. Тогда одна из воспитателей школы-интерната обратилась к Уполномоченному с просьбой помочь Паше получить поскорее слуховой аппарат. Светлана Агапитова незамедлительно откликнулась на эту просьбу и нашла благотворителей, которые оплатили покупку слухового аппарата.

Самое важное право ребенка, которое защищает Уполномоченный, это право жить с любящими родителями. «Если хотя бы одному ребенку удалось сохранить семью, можно считать, что год прожит не зря», - считает Светлана Агапитова.

Эвелина* совершила страшный поступок: отказалась от собственного сына сразу после его рождения. Но через три дня она одумалась и вернулась за малышом. Но забрать его ей не позволили: «Вы подписали согласие на усыновление, ребенку уже подобрали новых родителей», - объяснили ей. Молодая мама в расстроенных чувствах побежала к детскому Уполномоченному. По просьбе Светланы Агапитовой Эвелине всё же разрешили забрать сыночка домой.

Еще одно трогательное воссоединение семьи стало возможным благодаря совместным усилиям петербургского Уполномоченного и Посольства Российской Федерации в Таджикистане.

К Светлане Агапитовой обратилась Лариса*, которая несколько лет не видела своего сына. Отец увез мальчика в Таджикистан и оставил у своих родственников, запретив матери общаться с ним. Боясь физической расправы, Лариса никому не жаловалась на происходящее. В этом году она все-таки набралась смелости, и рассказала свою историю специалистам аппарата Уполномоченного. Светлана Агапитова обратилась за помощью к российским дипломатам в Таджикистане. В результате мальчик, наконец-то, вернулся домой к маме.

В 2015 году, благодаря участию Уполномоченного, в Северной столице стало на одного приемного родителя больше. Светлана Агапитова помогла доказать, что у Заключения о возможности быть усыновителем нет срока действия, с чем категорически не соглашался Комитет по социальной политике. Для того, чтобы справедливость восторжествовала пришлось прибегнуть к помощи прокуратуры и Министерства образования. В итоге после многочисленных убеждений, совещаний и увещеваний кандидату в приемные родители согласились подобрать малыша.

Удивительное письмо поступило в этом году от воспитанника одного из учреждений. «Помогите мне остаться в детском доме», - просил сирота. Хотя ему вот-вот должно было исполнится 18 лет, он не чувствовал в себе силы начинать самостоятельную жизнь. А из-за изменений в законодательстве ему не разрешали остаться в детском доме.

Светлана Агапитова предложила выход: по заявлению юноши была собрана районная Комиссия, которая признала сироту нуждающимся в социальном обслуживании. Вместе с этим статус крыши над головой, питание и педагогическое сопровождение. Предоставлять эти социальные услуги, в соответствии с пожеланием сироты, был назначен детский дом, где он вырос.

В этом году Светлана Агапитова и специалисты её аппарата помогли многодетной матери открыть семейный детский сад.Путь был трудный, но завершился он успешно. Ситуация не раз заходила в тупик, но с помощью специалистов аппарата Уполномоченного дело понемногу продвигалось вперед. В результате многодетная мать организовала семейную группу детского сада у себя в квартире. Длительная борьба оказалась не напрасной, и вся семья очень этим довольна.

Благодаря участию Уполномоченного удалось решить проблему, возникшую в лицее им. Б.В.Иогансона, где учатся по 12-летней программе. В Министерстве культуры, которому подчиняется учреждение, пришли к выводу, что по новому закону об образовании лицей не может учить детей до 12 класса. Родители, узнав об этом, перепугались, что девочек со «справкой» переведут в другие школы, а мальчиков, которым скоро исполнится 18 лет, отправят в армию.

В результате нашелся компромисс, и старшеклассникам разрешили спокойно доучиться.

Еще одна «школьная» задачка возникла в этом году из-за отмены компенсации льготного питания для учеников. По закону детям с хроническими заболеваниями, а также школьникам на домашнем обучении положена компенсация в размере 70% стоимости школьного питания. Но в этому году данная мера соцподдержки была предоставлена лишь тем, кто учится дома.

С помощью городской прокуратуры Уполномоченному удалось доказать: школьники с хроническими заболеваниями, как обучающиеся дома, так и посещающие образовательную организацию, имеют право на компенсационную выплату.

Очень часто к петербургскому Уполномоченному обращаются с жалобами на жилищные сложности. 2015 год не стал исключением. Светлана Агапитова помогла матери-одиночке обрести собственную крышу над головой, семье ребенка-инвалида - «восстановиться» в очереди на получении квартиры, сироте - доказать свое право жить отдельно от асоциальных родителей.

В следующем году Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге планирует столь же активно и усердно помогать семьям с детьми, но надеется, что серьезных проблем у юных петербуржцев будет меньше.

Светлана Агапитова:«Все мы встречаем Новый год с надеждой, что он будет счастливее предыдущего. То, каким он станет – зависит от каждого из нас. Главное, смело и с уверенностью смотреть в завтрашний день и верить в лучшее!».

*Имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id5746