Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Об открытых калитках и эволюции туалетов

Началась летняя оздоровительная кампания, и детский Уполномоченный, как обычно, направилась в загородные лагеря. Эти выезды не являются проверками, в строгом понимании этого слова – проверяющих ведомств на загородных базах итак хватает. Светлана Агапитова, общаясь с детьми, получает некую экспертную оценку, взгляд на этот вид отдыха глазами ребенка. Если уж такая услуга предоставляется детям, то нужно знать и их мнение.


Среди многообразия видов и форм, в которых существуют детские лагеря, имеются и загородные базы сиротских учреждений. В большинстве своем, они страдают теми же изъянами и «болезнями», что и все прочие лагеря. И все же отличия есть. Главный «плюс» в том, что собственником базы является государство в лице районной администрации, и отдыхают на территории только воспитанники этого учреждения. То есть, вкладывая средства в ремонт и реконструкцию, собственник-государство гарантированно тратит их на улучшение условий отдыха своих же «государственных» детей из сиротских учреждений. Здесь нет вечного конфликта интересов, как в обычном лагере: где частное лицо – собственник, не желает возиться со всем этим хозяйством, и сдает его арендатору, которому тоже нет смысла вкладываться. И тем не менее, выглядят загородные базы сиротских учреждений очень по-разному, хоть и находятся в примерно равных экономических условиях.


В лагере 40-го детского дома детей не оказалось вовсе. Ремонтные работы затянулись настолько, что выезд запланирован только на 19-е. Строители в срочном порядке заканчивают ремонт пищеблока, а сотрудники детского дома ежедневно высаживаются «трудовым десантом», чтобы подготовить корпуса к приезду детей и ликвидировать последствия ремонта. Тем временем, 45 воспитанников остаются в городе. Хотя положение немного спасает то, что территория детского дома на Васильевском острове хорошо благоустроена и озеленена.



Кардинально отличается загородная база 31-го детского дома. Свежеотремонтированные корпуса в которых есть душевые и санузлы, кухни в группах куда приносят еду из хорошо оборудованного пищеблока, детские и спортивные площадки. И что самое главное, все дети «при деле» - кто-то увлеченно карабкается по спортивным снарядам, кто-то соревнуется в прыжках на скакалке, ну а ребята постарше разминаются с футбольными мячами. Надо отметить, что этот детский дом вообще отличается особенно трепетным отношением к своим воспитанникам. По своей инициативе, администрация учреждения фактически организовала сопровождение своих выпускников, а отношения с воспитанниками больше напоминает патронат, чем просто детский дом. Подобный подход сейчас только пытаются прописать законодательно и приобщить к нему все сиротские учреждения. Однако, те, для кого работа с детьми стала уже образом жизни, сами пришли к этому на практике. Сейчас на загородной базе 31-го детского дома отдыхают 65 детей. Пока ребята наслаждаются прелестями северной природы, но скоро организованно отправятся к морю в Анапу.

Единственное, чем бы неплохо было озаботиться администрации Московского района, так это ремонтом жилых помещений для сотрудников детского дома. То, что в первую очередь были сделаны детские корпуса и столовая, безусловно, делает честь руководству района и учреждения. И все же, если еще и воспитатели жили бы в хороших условиях, было бы совсем замечательно.


Некоторая вялая организационная неразбериха царила на загородной базе 14-го коррекционного детского дома, которая «прославилась» два года назад пожаром в главном корпусе. 23 воспитанника заехали буквально накануне. Поскольку главный корпус серьезно пострадал при пожаре, его демонтировали. По этой причине все ребята 14-го дома «не помещаются» теперь на своей летней базе – для 9-х получили путевки в другой лагерь. На месте сгоревшего корпуса теперь возвели летний павильон, который можно использовать и как сцену. Вообще, если как то пытаться в двух словах охарактеризовать условия в этом лагере, то на языке вертится: «по-дачному». В жилых помещениях излишка места не наблюдается, но зато все из дерева, душевая с «постирочной» – в отдельном строении, туалеты с пресловутой «дыркой» – на улице. Особого комфорта нет, но ребятам и воспитателям нравится, потому что «тут все свое, родное», да и площадки для спортивных игр хорошие. А что еще нужно летом?


Не смотря на то, что все три базы работают примерно в одинаковых условиях финансирования, различия в уровне условий довольно ощутимо различается. На примерах «отхожих мест», вообще можно отследить эволюцию туалетов – от дырок, соседствующих без перегородок, через такие же спаренные унитазы, к туалетам новой формации – с унитазом, перегородкой и даже защелкой!

Отметила Светлана Агапитова и еще одно сходство:

«Меня удивляет, что сколько ни говори, все время одна и та же картина с охраной – калитка настежь и никого рядом. А главное объяснения всегда одни и те же – «сторож только что отлучился», а калитка открыта потому что «вот только продукты привозили». Когда я говорю про педофилов – все смеются! Это совсем не весело, когда случается. Уж насколько благополучный лагерь «Маяк», и с охраной там все на уровне, а злоумышленник все-таки проник…


В разговорах с ребятами я пыталась выяснить одну вещь – нравится ли им отдыхать на базах своих учреждений, где кроме воспитанников никого нет, или хочется ездить по путевкам в другие лагеря в которых отдыхают разные дети. Выяснилось, что далеко не все рвутся куда-то в более широкий круг, хотя есть и такие. Одна девочка рассказала, что ей очень нравилось в большом «сборном» лагере, но когда у кого то пропал телефон, то первыми под подозрение попали «детдомовские», и это было очень обидно.

Что касается состояния загородных баз, то мне кажется, районным администрациям стоит обратить на них внимание и постараться подтянуть их на один уровень, к примеру как на базе 31-го детского дома».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id3757