Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Дружественное образование

В Санкт-Петербурге открылась научно-практическая конференция «Образование, дружественное семье». Мероприятие организовано петербургскими активистами на базе РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. В нем прияли участие представители, научной, родительной, педагогической общественности, а также специалисты различных профильных ведомств и организаций.


«Все мои дети учились в обычной школе, - рассказала во вступительном слове Светлана Агапитова. – И со школой мы всегда стремились выстроить дружеские отношения. Однако на посту Уполномоченного мне неоднократно приходилось разбираться со «школьными» проблемами заявителей».

Нередки случаи, когда ребенок не в силах освоить программу, а настойчивый родитель категорически отказывается менять образовательный маршрут. В итоге, такой ученик весь класс «тянет» назад, зреют конфликты с учителями, с одноклассниками, с другими родителями. В этом случае Детский правозащитник пытается урегулировать конфликт, выступая в роли медиатора. Приходится работать с родителями, объяснять, что семья, безусловно, имеет право на выбор образовательного учреждения. Но при этом следует учитывать способности ребенка, его интересы, пожелания и возможности.

Уполномоченный озвучила данные Комитета по образованию, согласно которым в Санкт-Петербурге около 250 детей обучается родителями по семейной форме, около 3000 - по медицинским показателям занимается на дому с учителями.

«Мы чтим так называемую «презумпцию добросовестности» родителей. Хочется верить, что в большинстве своем, это положительные семьи, которые действительно хотят дать детям качественное образование. Однако на практике приходится сталкиваться и с обратной ситуацией».

Уполномоченный привела пример, когда отец перевел дочь на домашнее обучение лишь для того, чтобы избавиться от требований и претензий школы: ученица ходила неопрятная, домашние задания не выполняла. При этом замечания педагогов открыто игнорировались.


«Главное, чтобы мамы и папы не только знали свои права, но и помнили о добросовестном родительстве. А школа шла навстречу семье. Возможно, в ходе конференции мы сумеем отыскать «золотую середину» - ту самую мудрую, взвешенную позицию по взаимоотношению семьи и школы в интересах ребенка», - заключила Светлана Агапитова.

Далее, участники Круглого стола получили возможность представить свое видение дружественного семье и детям образования.

Сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов полагает, что в целом, в городе нет критической ситуации – все возникающие школьно-семейные вопросы в 90% случаев решаются по одному звонку. Но есть другая сложность – отсутствие активности в родительской среде. Мамы и папы так загружены повседневными делами, что у них не остается времени на участие в образовательном процессе ребенка. В неполных семьях эта проблема стоит еще более остро, поскольку на такого родителя ложится двойная нагрузка. Всё это неизбежно сказывается на воспитании.

Московский эксперт Владимир Львовский, член Правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение», отметил, что в столице семейное образование развивается гораздо активнее. В большей степени потому, что падает доверие к школе: «Сначала родители ищут ребенку школу для первого класса, потом этот вопрос снова встает в 5 классе. Затем – в старшей школе. Причем, каждый раз возникают серьезные вопросы к уровню подготовки ученика». По мнению специалиста, многие родители образованы не хуже школьных педагогов и хотели бы учить своих детей самостоятельно, но не знают, как это делать. Именно для этого и создана Ассоциация, охватывающая в своей деятельности три основных направления:

•просвещение родителей по данному вопросу,

•создание Детских клубов по интересующим направлениям,

•проведение различных тренингов для учеников с новыми подходами (компетентностный, метапредметный).

На вопрос Уполномоченного, есть ли уже какие-то методические рекомендации или все отдано на «откуп» самим родителям, эксперт ответил уклончиво: какие-то наработки существуют (например, сказка-букварь Г.Цукерман «Как Винни-Пух и все-все-все научились читать»), но предметных наработок пока нет, так как прежде все внимание было обращено к школьной системе.

Наталья Геда представляла сектор практиков семейного образования. Будучи педагогом по профессии, она обратила внимание на данную форму обучения и начала практиковать ее со своими детьми: «Это новая форма для России. Официальной статистики нет, но нашим сведениям, количество семей гораздо больше, чем называет Комитет. И ежегодно оно увеличивается».

Личный опыт есть и у других участников обсуждения. Сын ректора Международного Института Психологии и Управления Натальи Коваленко тоже заканчивал школу экстерном: «На мой взгляд, все проблемы, связанные с образованием, кроются в нестыковке ожиданий учащегося и возможностей, которыми обладает школа». Специалист отметила, что у петербургских школ замечательные традиции. Но есть дети, требующие индивидуального подхода, который школа обеспечить не может.

Руководитель отделения «Экстернат» ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга Ирина Филькова обозначила основные причины перехода семей на домашнее обучение:

•неуспешность ребенка (вследствие нехватки того же индивидуального подхода)

•большая загруженность (7-8 часов в школе)

•проблема кадровой составляющей учительского корпуса

•конфликты между учителями, родителями и детьми.

По мнению педагога, количество желающих учиться экстерном увеличивается из года в год. Если в 2010 году в школе №277 их было всего 36, то в 2011 году – уже 153, а в 2012 – 548 учащихся.

«Но есть дети, которые не могут обучаться дома – обычно как раз их и стараются «выдавить» из школы. Но этого нельзя делать ни в коем случае. Без контроля может случиться непоправимое», - заключила специалист.

Генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ» Павел Парфентьев представил проект «Школа, дружественная к семье», главная цель которого – вернуть семью на достойное место в образовательном процессе.

Семья – главный субъект образовательной деятельности. И новый закон «Об образовании» дает для этого важные предпосылки. Однако, по мнению эксперта, одних нормативных актов мало. Нужна специальная стимулирующая среда, созданием которой и призван заниматься проект. «Подобный опыт широко используется на западе. Мы его адаптировали, творчески переработали», - пояснил Павел Парфентьев. Главные направления работы – дружественная к родителям и семье школа и программа включения родителей в образовательный процесс, школьную жизнь ребенка.

Ольга Лукоянова, Директор РБОО «Центр Родительской Культуры «Светлица», коснулась темы религиозного воспитания: «В большинстве детских садов и школ навязываются положения, которые для нас, верующих людей, неприемлемы». В качестве иллюстрации о разнице в подходах «светских» и «религиозных» учреждений Ольга Викторовна привела пример: в православных школах четко разграничены гендерные роли. Девочки и мальчики по-разному одеты, у них есть общие и раздельные занятия в зависимости от того, что приемлемо для развития одних и других.

Кроме того, закладываются ценностные ориентации: например, понятие целомудрия – не только как физической целостности, но как духовного единства. Для таких детей многодетность – это не что-то из ряда вон выходящее, а норма правильной жизни.

Представитель Комитета по образованию Андрей Богданцев выразил недоумение по поводу высказываний некоторых участников о нежелании школы идти на контакт с родителями и, как следствие, вынужденном переходе на семейное образование: «Я допускаю, что конфликтные ситуации случаются. Но я не поверю, что детей прямо сразу взяли и стали выдавливать…». Каждый родитель действительно имеет право выбора приемлемой формы обучения для своего ребенка. Однако, по мнению специалиста, к этому выбору нужно подходить осознанно и осторожно: «Если мы будем бездумно пропагандировать семейное образование, не напоминая родителям об их обязанностях, это может привести к плачевным результатам».

Обобщая сказанное на правах принимающей стороны, Ирина Хоменко, заведующая Кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена обозначила ряд вопросов, над которыми предложила всем присутствующим подумать.

Во-первых, рассогласование ценностей. Где-то выделяется семья, а где-то на первое место выдвигается человек-личность. Чьи интересы значимее? «Не секрет, что многие родители в детях пытаются реализовать собственные амбиции. Отдавая им право полного владения ребенком, сделаем ли мы ему лучше?».

Второй вопрос – значимые взрослые. Когда в семье ограниченное количество взрослых педагогов-воспитателей – мама и папа, всё просто и понятно. Но нередки ведь случаи, когда рядом есть еще тети, дяди, бабушки, няни и т.д. Причем, их влияние может быть не менее сильным, чем отца и матери. А позиции и методы могут вступать в открытую конфронтацию с методами родителей. Как быть в этом случае?

Третий вопрос – противостояние школьного и семейного образования. По мнению специалиста, в нынешний век высоких технологий можно весьма успешно комбинировать различные формы и подходы: «Почему от школы нельзя взять то, что она может дать, дополнив это тем, что еще нужно? Ребенок должен иметь доступ к различным источникам».

И, конечно же, экспертное сообщество настораживает неисследованность данной проблематики. Западный опыт – это, безусловно, важный пример. Но ведь нужно исходить из наших, российских реалий…

Обсуждение темы «Образование, дружественное семье» продолжится на официальном сайте Конференции. Итоги будут подведены в сентябре.




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00