Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

33 – ни нашим, ни вашим

Отшумели страсти и бурные дебаты сторонников и противников закона, запрещающего американцам усыновлять наших сирот. Политические деятели, отчаянно радевшие за «Закон Димы Яковлева», горячо заверяли со всех возможных трибун: «Наши дети должны жить на Родине! Мы сами в состоянии позаботиться о наших детях, не хуже американцев!» Кто бы возражал. Но большая политика кончилась, и началась жизнь.

Для того, чтобы думать о наших детях было удобнее и, чтобы все не закончилось лишь словами и лозунгами, Президент издал Указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот, безусловно, полезный и нужный документ предписывает Правительству Российской Федерации принять ряд решений, которые должны способствовать устройству сирот в семьи.

Прошло три месяца. Конечно, подводить итоги еще рано. Только наивный мог думать, что на волне патриотического энтузиазма, царившего вокруг запрета на американское усыновление, россияне бросятся и разберут детей из сиротских учреждений. Не бросились, не разобрали… Зато появилась категория детей, которым впору учредить новый статус – «вечный сирота».

Это те малыши, которых в прошлом году захотели усыновить граждане Америки. Они подписали согласие, но не успели до начала года завершить судебную процедуру. Теперь этот процесс «заморожен», а искать ребенку другого усыновителя – противозаконно, так как есть согласие «кандидатов в родители». Таким образом, сейчас этим детям нельзя искать других мам и пап, но и тем, которые уже есть, их не отдают.

«Зависли» дети в положении «вечных сирот» потому что Министерство образования и науки Российской Федерации до сих пор не представило в регионы разъяснения о том, как поступить в этой неоднозначной ситуации. С одной стороны, можно было бы позволить согласившимся усыновителям дооформить документы – соглашение с американцами об усыновлении действует еще год – и дети бы оказались в семьях. И, наверное, это был бы лучший вариант и для детей и с точки зрения закона. Ведь согласия давались тогда, когда запрета еще не существовало.

С другой стороны – можно было бы запретить иноземным кандидатам в родители завершить процедуру усыновления, а в федеральном банке данных сирот снять отметку о согласии на усыновление. Тогда, у этих детей появится хотя бы теоретическая возможность обрести родителей.

Это как раз тот случай, когда любое из этих двух решений, при всех своих «плюсах» и «минусах», во много раз лучше, чем бездействие. Однако, именно этот, третий вариант, выбрал главный оператор процесса усыновления. Министерство образования и науки Российской Федерации многозначительно молчит. А ведь это не требует времени на разработку, в отличие от «создания механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей», которое поручено Президентом в вышеупомянутом Указе. Здесь надо просто принять решение. Если не делается даже это, то абсолютно непонятно, как же будет реализовываться Указ Президента от 28 декабря? Там то стоят задачи куда более сложные.

И ведь тут нельзя сказать, что эта ситуация возникла неожиданно – она была очевидна изначально, о ней много говорили и писали еще на этапе обсуждения «закона Димы Яковлева». Более того, сразу в начале года в Министерство образования и науки за разъяснениями обратились и городской Комитет по социальной политике, как региональный оператор банка данных о сиротах, и Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Ответа до сих пор нет…

А волноваться есть о чем. В нашем городе 33 малыша оказались в таком «подвешенном» состоянии. Среди них 6 детей-инвалидов, один с диагнозом ВИЧ-инфекция, четверо с синдромом Дауна, двое с диагнозом умственная отсталость, у одного – туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. Естественно, что с возрастом возможность обрести родителей улетучивается весьма интенсивно. А потом пропадает желание и у самого ребенка – привыкнув жить в определенных условиях, уже не хочется что-то менять. Кстати, двое из этих «подвешенных» детей уже начали печальный путь скитаний по сиротским учреждениям – по возрасту их перевели из домов ребенка (до 4-х лет) в детский дом…

Тем не менее, граждане США, давшие согласие на усыновление, не намерены отказываться от «своих» детей – большинство из них даже написали дополнительные заявления об этом. 8 человек уже обратились с исками в Страсбургский суд.

О том, что будет с психикой малышей, которые уже познакомились с будущими родителями и снова их лишились, не хочется даже думать. Как утверждают специалисты, в первые 3 года человек получает 80% всей информации о жизни, и «не заметить» этого он просто не сможет…

Чтобы добиться хоть какого-то решения, Светлана Агапитова обратилась к Председателю Правительства России.

«Поскольку получить разъяснения от Министерства образования и науки Российской Федерации не получается – все положенные сроки ответов уже неоднократно вышли, мы отправили письмо Дмитрию Медведеву. Конечно, было бы правильным и логичным разрешить малышам уехать в семьи. И не только по закону, но и по-человечески. Они познакомились со своими будущими родителями, воспитатели говорили им, что скоро мама и папа заберут тебя домой. У многих есть фотографии, которые сотрудники учреждений теперь вынуждены спрятать…

Конечно, закон наделал много шума на политической арене, но ведь это живые маленькие дети, на которых и так обрушилось слишком много бед. Нельзя лишать их последней надежды. И если уж мы взялись осчастливить наших детей-сирот, то почему бы не начать с этих 33-х?».

Волей-неволей вспоминается бессмертная «Собака на сене» – и сам не «ам» и другим не дам! Хотя испанский драматург, наверное, не авторитет в этих «международных» вопросах.

Идея сохранить сиротам Родину, бесспорно хороша. Но, ведь это не какое-то абстрактное понятие. Помните, Михаил Матусовский в своей хорошо известной и многими любимой песне рассуждал «С чего начинается Родина?» и отвечал сам себе: «с той песни, что пела нам мать…». И там нет никаких абстракций, а лишь простые, берущие за душу понятия. В ситуации же с «подвешенными» сиротами, получается, что мать у них отобрать получилось, а вот что предложить взамен – никто не спешит решать.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id3573