Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Детский дом без сирот

Роль личности в истории – роль, выполняемая в истории личностью,

которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт

новые потребности развития общества,

необходимость изменения существующих условий

и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы,

пути и средства для осуществления задач,

стоящих перед обществом, народом, классом.

Большая Советская Энциклопедия

Разновидности сиротских учреждений в нашей стране удивляют разнообразием. Здесь и дома ребенка, относящиеся к ведомству здравоохранения, и детские дома системы образования, и дома-интернаты социальной сферы. «Межвидовые» различия связаны с возрастом и состоянием здоровья их воспитанников. А роднит их всех печальная формулировка: «сиротское учреждение»…

Однако, какой бы стройной и отлаженной не была система, но если в ней работают люди, то всегда найдется тот, кто живет «не как все». Окружающие наблюдают за «белыми воронами» и недоумевают: «а зачем им это надо?». Есть такие примеры и среди учреждений, которые изо всех сил не хотят быть сиротскими, и самое удивительное, что им это удается – вопреки всему. С опытом работы одной из таких «белых ворон», познакомилась Светлана Агапитова во время семинара во Владимирской области.


Лакинский детский дом – учреждение действительно уникальное. Формально – это обычное сиротское учреждение, но внутренняя обстановка максимально приближена к семейной. На территории детского дома в трех корпусах-коттеджах размещаются три «семейных центра»: мальчиков, девушек и юношей. Всего это 25 воспитанников и три семейных пары – воспитатели. Еще пять патронатных семей живут в своих квартирах не на территории детского дома, но всеми его услугами: врача, социального педагога, психолога, худрука, пользуются постоянно. Денежные средства, выделяемые на еду и одежду каждому ребенку, семьи осваивают самостоятельно. Кстати, по сравнению с многотысячными суммами на содержание ребенка в детском доме, о которых сейчас не говорит только ленивый, получается значительная финансовая экономия. Впрочем, и каждый семейный центр живет как отдельная многодетная семья. В доме все как в обычном жилом коттедже – кухня, столовая, общая гостиная, спальни. Ребята живут в комнатах – по 1-му по 2 человека (в зависимости от особенностей личности).


Оформлены группы, как патронатные семьи, то есть «мама» или «папа» получают зарплату воспитателя. При этом, «отцы семейства» днем еще где-нибудь работают, но «мамы» находятся дома с детьми. Быт тоже организован по семейному принципу. «Мамы» ведут хозяйство, дети учатся и помогают по дому: приготовление еды, уборка, покупка продуктов и т.д. «Папы» обеспечивают «мужскую» составляющую воспитания, что, конечно же, немаловажно для семейной гармонии. Кстати, при поступлении, кандидат в воспитанники Лакинского детского дома подписывает договор, в котором он обязуется учиться, посещать кружки и секции, вместе со всеми выполнять работу по дому. Жесткого режима тут нет, но в 22 часа все должны быть «на территории». Если ребенка не устраивают эти семейные правила, он может выбрать обычный детский дом. Но вот стоит ли? Вопрос интересный…


Всем известна стандартная проблема выпускников обычных детских домов – неприспособленность к самостоятельной жизни. Прожив длительное время в системе «уравнительно-конвейерного» бытового обеспечения, воспитанник привыкает, что его вовремя покормят, помоют за ним посуду, уберут комнату, поменяют постельное белье и т.д. Надо ли говорить, что когда он начинает жить отдельно, все это может превратиться в серьезные трудности.

Выпускники семейных центров Лакинского дома таких проблем не знают. За 10 лет отсюда вышли в самостоятельную жизнь около 200 ребят. По комплексным показателям – 94% из них успешно устроились в жизни. 52% создали семьи, у 34% есть дети. Лишь 2% ребят не работают. Очевидно, что семейная форма воспитание влияет и на образовательные успехи. 24% поступают в высшие учебные заведения. Аналогичный показатель по России составляет лишь 5%. Кстати, помимо профессионального образования, ребята могут приобрести полезные навыки и в стенах Лакинского дома. К примеру, столярный кружок, работает здесь настолько профессионально, что учреждение практически не тратится на мебель – все сделано руками воспитанников. Более того – они раньше даже выполняли заказы детских садов области. Теперь все – только для внутреннего потребления. Но зато выпускник уезжает в самостоятельную жизнь с полным комплектом мебели.


Конечно, есть и свои трудности. Безусловные успехи Лакинского детского дома – результат смелого эксперимента и, как многие инновационные проекты он сейчас испытывает некоторую «подвешенность» в организационно-правовом отношении. Созданный 10 лет назад, благодаря энтузиазму педагогического коллектива и инициативности директора Ольги Петрусенко, он стал первым и единственным отечественным опытом устройства всех детей учреждения с использованием патроната. Правильнее даже сказать так – первым и, к сожалению, единственным. Казалось бы, вот она – готовая модель, реализованная на практике. Бери, учись, пиши методики, утверждай нормативные документы, создавай детские дома нового типа. Вот тут и возникает то самое: «а зачем это надо?». На деле получается, что никому, кроме коллектива Лакинского детского дома, ну и таким же редким «белым воронам».

Зато, Ольга Петрусенко с гордостью говорит о том, что ее воспитанники не воспринимают себя «детдомовцами». Да и окружающие не относятся к ним как то по-особенному, напротив, отмечают, что дети совсем «домашние».

«Я как то случайно услышала, как девчонки сидели у себя в комнате, и одна из них сказала: «а пойдем в детский дом зайдем». Я удивилась, спрашиваю: «а в детский дом – это куда?» Оказалось, что они так административное здание называют», - вспоминает директор.

«Чем больше я узнаю нашу систему работы с детьми-сиротами, тем ярче вижу значение личности в истории, - говорит Светлана Агапитова. – Удивительно, но всегда находится человек, которого не пугают ни гнев начальства, ни бюрократизм, ни тот неподъемный груз проблем, который они пытаются решить. И вопреки всему, им это удается. В своей деятельности они смотрят не на бесчисленные инструкции, распоряжения и правила, а на ребенка. Они понимают, что нужно маленькому человеку и стараются это дать.

Я знаю такие примеры в Петербурге, теперь вот увидела во Владимире. Уверена, что немало их и в других городах нашей страны.

Для тех детей, которым не удалось найти усыновителей – патронат, наверное, одна из лучших форм устройства. На примере Лакинского семейного центра можно видеть, что в такой модели решается целый комплекс задач – от социальной адаптации до сопровождения. Нужно равняться на такой опыт, и стремиться к тому, чтобы он становился нормой, а не исключением».

Марксизм-ленинизм категорически не соглашался, что роль отдельной личности в истории сколь - нибудь значительна. Идеологи этого учения считали, что не индивиды создают общество, а общество формирует личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Для людей, живущих обычной земной жизнью подобные споры – дело пустое. Примерно такая же бессмыслица, как рассуждение о том, что первично – яйцо или курица. В повседневном обиходе куда важнее знать как эту самую курицу или яйцо приготовить.

Как бы смешно это не звучало, но изучив систему сиротских учреждений нашей страны, марксисты-ленинцы, возможно, пересмотрели бы свои взгляды и уже не так рьяно отрицали бы роль личности в истории. Судя по тому, что система никак не хочет воспринимать прогрессивные идеи отдельных энтузиастов, как- то слабо верится, что эти яркие личности воспитала система.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id3402