Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

«А кто вас просит помогать?»

Согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый пациент стационара имеет право не только на квалифицированную медицинскую помощь, но и на необходимый качественный уход. Специально для этих целей, по новым правилам, в детских больницах предусмотрены койко-места для родителей.

Однако, самая незащищенная категория больных – дети-сироты оказываются в больницах без сопровождения взрослых. А значит, без должного внимания и без того самого ухода, прописанного в законе…

Светлана Агапитова предложила специалистам обсудить эту проблему на Экспертном совете при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге. В дискуссии приняли участие представители Комитетов по образованию, здравоохранению и социальной политике, а также руководители детских домов и интернатов, главные врачи детских городских больниц и представители профильных общественных организаций.

«Тема для нас не новая, но ясности до сих пор нет, - начала заседание Светлана Агапитова. – Давайте вместе разберемся, кто должен осуществлять уход за больными детьми из сиротских учреждений?».

Уполномоченный отметила, что на сегодняшний день эта проблема решается за счет добровольных помощников – общественников. В частности, таких широко известных, как «Петербургские родители». Но правильно ли перекладывать на плечи добровольцев всю заботу о так называемых «государственных детях»?

Лада Уварова, председатель ОД «Петербургские родители» рассказала о проекте «Сестринский уход», который уже несколько лет успешно реализуется на базе 9 детских больниц города.

Далеко не все детские дома или интернаты могут выделить сотрудника для постоянного сопровождения ребенка в лечебном учреждении. Персонал больницы, обеспечивая должный уровень лечения, просто физически не может взять на себя еще и социальную заботу обо всех юных пациентах. Поменять малышу подгузник, умыть, помочь вовремя высморкаться, - казалось бы, элементарные вещи, которые обычно делает мама. А что делать, если мамы нет?

«Расходные материалы выделяются. Но часто бывает так, что заходишь в палату и видишь: пеленка лежит отдельно, а мокрый ребенок – отдельно. Просто потому, что некому его переодеть…», - делятся впечатлениями активисты.

Сейчас заботу о таких детках берут на себя нянечки «Петербургских родителей». Это 20 квалифицированных сотрудников, которые формально числятся в больнице, но получают доплату от общественников.

«В общей сложности, проект обходится нам в 5 млн. рублей в год, - поясняет Лада Уварова. - С этим мы справляемся. Но больше нам не потянуть. А потребность, огромная: наши нянечки – нарасхват! Мы хотим, чтобы город признал эту проблему и помог в ее решении…».

Как один из путей, «Петербургские родители» предлагают создать некую мобильную площадку сопровождающих, которых можно по мере необходимости вызывать в детские учреждения.

Почему нельзя обходиться силами волонтеров? Потому что волонтеры – добровольные помощники и никаких требований предъявить к ним нельзя. А здесь идет речь о профессиональном оплачиваемом труде.

Все присутствующие единодушно сошлись на том, что квалифицированный уход за детьми из детских домов действительно нужен. Однако вопрос, кто может взять на себя ответственность за организацию – повис в воздухе.

«В первую очередь, хотелось бы поблагодарить вас. Без вас нам было бы сложно, - обратилась к представителям общественных объединений Ирина Каныкина, главный специалист Отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению. – Однако в рамках существующей нормативной базы мы не можем обеспечить всех детей сопровождением. Единственное исключение – тяжелые дети».

Главный врач Детской инфекционной больницы №3 Галина Тюленева подхватила эту мысль, сообщив, что в лечебных учреждениях очень остро чувствуется нехватка сотрудников младшего и среднего звена: медсестрами штат укомплектован примерно на 53%, санитарками лишь на 25%.

В итоге получается, что Комитет по здравоохранению не может обеспечить сопровождение в силу недостатка рабочих рук в больницах. Не говоря уже о том, что индивидуальный уход за такими пациентами по уставу больниц вообще не предусмотрен.

А детские дома и интернаты не могут заботиться о больных детях за своими пределами: воспитатель, у которого 20 детей, ни формально, ни физически не может бросить всех ради одного подопечного. Соответственно, Комитеты по образованию и социальной политике в этом тоже не виноваты.

«Если мы начали с того, что сопровождение быть должно, но его нет, давайте подумаем, как совместными усилиями можно его организовать», - обратилась к собравшимся Светлана Агапитова.

Перешли к главному: сколько такая площадка с «мобильными нянями» будет стоить, и кто может взять на себя расходы по ее содержанию.

«Петербургские родители» предложили, для начала, запустить стартовый проект на 10 человек персонала. Бюджет включает в себя расходы на зарплаты няням, бухгалтеру, диспетчеру колл-центра, который будет принимать звонки. Плюс деньги на связь и транспорт. Итого, порядка 4 млн. в год.

«Площадка не решит всех проблем. Лучше обеспечить достойную заработную плату младшему персоналу больниц – тогда все вопросы решатся сами собой», - возразила одна из руководителей больниц.

«Всё правильно, вопрос с наполнением больниц и достойной оплатой труда, конечно, нужно решать. Но результат мы получим не завтра и, боюсь, что не послезавтра. А потребность в сопровождении есть уже сейчас», - пояснила Уполномоченный.

«Мы понимаем, что не закроем всех «дыр». То, что мы предлагаем – программа-пилот. Давайте запустим и посмотрим, насколько эффективно она будет работать», - добавила Лада Уварова.

Но где искать средства на «пилот»? Участники обсуждения предложили массу идей: через гранты, через закупку услуг, через депутатские поправки и т.д. Но, в итоге, сошлись на том, что без согласования с Правительством города с этими нюансами всё же не разобраться.

Светлана Агапитова: «Главное, все наши эксперты сошлись во мнении, что проект по сестринскому уходу нужен и важен для города. И со своей стороны каждый готов его поддержать – вопрос упирается только в финансирование.

Один из участников обсуждения, обращаясь к волонтерам, вдруг спросил: «А кто вас просил помогать?». На мой взгляд, это ключевой момент. Ведь маленькие пациенты, в отличие от взрослых, не будут сами для себя просить, добиваться, требовать. Но это не значит, что они не нуждаются в заботе, внимании и квалифицированном уходе.

Чтобы оценить масштабы проблемы, я попросила представителей Комитетов собрать статистику, сколько воспитанников и в какое время находились на стационарном лечении. Получив эти цифры, мы будем уже четко понимать масштабы проблемы. И в самое ближайшее время я подниму эту тему на встрече с Вице-губернатором Ольгой Казанской».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id3089