Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Бумажное благополучие лагеря «Березка»

Не стоит смешивать два мира: реальный и вымышленный. Просто реши для себя, какой ты предпочитаешь.

к/ф "Шапито-шоу: Любовь и дружба"

Вероятно, большинство проверок контролирующих органов ушло в некую «бумажную» параллельную жизнь. Пишутся акты, составляются протоколы и отчеты, а в реальной действительности ничего не меняется. Лагерь «Березка» «прославился» за прошедшие месяцы гораздо больше, чем какая-либо другая загородная база, из тех, на которых отдыхают юные петербуржцы. И хоть скандал в СМИ разгорелся из-за питания, нужно сказать, что все-таки это не основная проблема «Березки».

Многочисленные комиссии, нахлынувшие за последнее время в лагерь, выявили немало нарушений и составили массу предписаний. Уполномоченный по правам ребенка отправилась своими глазами посмотреть – к чему же это привело…



Один из участников летней оздоровительной кампании рассказывал, как ему жаловались на то, что детский Уполномоченный появляется на территории лагеря без предупреждения: «Знаете, как действует Агапитова? Находит дыру в заборе, пролезает туда и собирает весь компромат». Тогда это вызвало смех – ни разу еще через дыру в заборе не заходили. Либо ворота были открыты, а пост охранника пустовал, либо у нас спрашивали документы и уж потом пропускали.

«Березка» поставила в тупик – охранника не было, но и ворота были закрыты. Сразу вспомнили про приписываемый нам способ вторжения. Однако, дыру в заборе искать не пришлось – она была прямо в воротах. И мы отправились за «компроматом».

Долго искать его не пришлось. Он начинается прямо от дыры в заборе. Что поражает в «Березке», так это какой-то вездесущий мусор, хлам и слоняющиеся без дела дети. И нет разницы, где вы находитесь на улице или в корпусе – везде одинаково. Воспитатели не обращают внимания и на взрослых, неожиданно оказавшихся в корпусе. Пока мы осматривали жилые помещения, несколько раз прошли мимо открытой двери в «вожатскую». Воспитатели не проявили к нам ни малейшего интереса. Также мимо с воплями проносились дети и с грохотом «ссыпались» вниз по лестнице. Потом с такими же криками «взлетали» обратно. На досуговое мероприятие это не было похоже, хотя в него была «вовлечена» большая часть обитателей домика.



Беспорядок, который царил в жилых комнатах, тоже позволяет судить об отсутствии какой бы то ни было дисциплины. Скомканные постельные принадлежности, разбросанные всюду вещи, мусор на полу, грязь в душевых – это те «мелочи» на которые педсостав «Березки» явно не обращает внимания. Но может их сила в чем-то другом? В увлекательном досуге, например? Отправились искать признаки увлекательной лагерной жизни и попутно разговаривали с ребятами, которые, в отличие от вожатых все-таки подходили с вопросом «а вы к кому?».

На еду, кстати сказать, никто не пожаловался, а вот о том, что «скучно» и «нечего делать», говорил почти каждый. Некоторые ребята, старательно морща лоб пытались вспоминать названия каких-то кружков, но как-то без особого энтузиазма. Пробормотав что-то про «оригами», «город мастеров» и «авиамоделирование», многие восклицали: «а вы спросите у директора, она лучше знает». У директора, так у директора – отправились в административный корпус.



В этом же здании, только двумя этажами выше, живут ребята из профессиональных училищ, при которых есть структурные подразделения «Детский дом». Чистотой и порядком и тут не поразили, но хотя бы живо заинтересовались посторонними людьми в корпусе. Из видов досуга, которым охвачены эти подростки, им вспомнился только футбол…

Спустились к директору. Светлана Павловна была на месте – готовила документы по очередной проверке. В «бумажном» мире «Березка» исправляла многочисленные замечания. В реалиях же лагерь жил своей прежней жизнью – наводить порядок здесь, видимо не было ни сил, ни желания…


«У нас нет четких критериев оценки качества детского отдыха, - комментирует Светлана Агапитова, - поэтому и получается, что все можно организовать формально. Есть соответствующее договору количество мест, выдано на обед столько же порций – все, условия выполнены.

Такая же ситуация и с проверками. Формально вроде бы что-то пишется, так же формально устраняется, а дети как бродили по лагерю без дела, так и бродят, как был бардак в комнатах, так все и осталось.

Получается, что есть одна лишь мера воздействия – закрыть лагерь, и тогда все начинают бегать. Но кто в итоге страдает? Дети, которых в одной только «Березке» 440 человек.

Нужно задуматься о создании каких-то стандартов детского отдыха. Эти услуги предоставляют разные организации, и нужно иметь какую-то отправную точку, уровень отсчета. Ведь удалось же поднять на хороший качественный уровень питание в лагерях. То же самое должно касаться досуговых мероприятий и бытовых условий».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id2876