Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




БЛОГ \

Можно ли снять опеку за мягкосердечность?


Буквально на днях одна из участниц нашего интернет-Форума – Лариса, поведала довольно жуткую историю. Ее соседи – молодая пьющая семья. И мама, и папа уже несколько лет как лишены родительских прав. Тем не менее, 11-летний ребенок по-прежнему проживает со своими асоциальными родителями.

И каждую ночь ребенок так рыдает, так кричит, что всех соседей охватывает ужас. По словам Ларисы, они пытались помочь несчастному мальчику: обращались и в полицию, и в опеку. Однако, принимать меры никто не спешил…

В послании был указан точный адрес, по которому мы довольно быстро вычислили органы опеки и отделение полиции, куда неоднократно поступали «сигналы бедствия». И вот что узнали.

Ребенка зовут Леша. После того, как отца и мать лишили прав за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, Леша и его старший брат Дима переехали к бабушке Надежде Константиновне – в соседний дом.

Бабушка оформила опеку на внуков и активно занялась их воспитанием. И, надо сказать, весьма успешно: мальчики всегда опрятные, ухоженные, хорошо учатся. Старший недавно «отпочковался» от семьи – поступил в ВУЗ и стал жить самостоятельно.

Из-за этого с младшим возникли некоторые сложности. Дело в том, что Надежда Константиновна до сих пор работает. Причем, у нее посменный график. Раньше, когда женщина задерживалась допоздна, за Лешей присматривал Дима. А с кем теперь оставлять ребенка?

Леша сам нашел выход из положения: попросил, чтобы бабушка отпускала его на эти дни в гости к маме с папой. После долгих сомнений, женщина согласилась. Хоть они и лишены прав, всё же, это не чужие люди.

Сначала всё было хорошо. Но потом в субъекты профилактики посыпались письма и звонки от соседей: мол, ребенка в соседней квартире истязают.

Первое время наряд выезжал, но потом перестал: проверки показали, что никто никого не истязал. Скорее, наоборот, в присутствии сына родители вели себя на удивление мирно. Просто для жильцов дома, уставших от постоянного алкоголя и шумных соседских посиделок, это был лишний повод пожаловаться на надоевших нарушителей покоя.

Тем не менее, бабушке рекомендовано пресечь эти встречи внука с неблагополучными родителями. Сама Надежда Константиновна тоже от них не в восторге, но ничего поделать не может. Леша сам рвется к матери и отцу. Считает дни до встречи с ними.

Наверное, понять ребенка можно. Это для посторонних они – неисправимые алкоголики. А для него – родные мама и папа.

Все понимают, что бабушка, в силу своей мягкосердечности, не сможет запретить внуку это общение. Как и не сможет запретить соседям писать жалобы.

Уже прозвучала мысль: «Если не справляется, нужно отправить мальчика в интернат…». Но ведь во всем остальном Надежда Константиновна – идеальный опекун…

В общем, сейчас и перед бабушкой, и перед субъектами профилактики стоит извечный вопрос: «Что делать?»…

Все комментарии (11)

отдел опеки говорит ,ЧТО не отдадут ребенка матери без пакета документов из детского центра и он может попасть в детский дом,НО ВЕДЬ мать не лишена родительских прав хоть и выйдет из мест лишения свободы.как быть

иванова елена владимировна25 апреля 2012 г. 13:31

...с этим праздником поздравить, конечно. Не дописал :-)

Arctan8 марта 2012 г. 23:56

По ребенку, которого не отдают бабушке (6 марта 22:07)

К сожалению, в данном случае суд, похоже, не сильно поможет. Ибо наш предусмотрительный законодатель ввел в постановление правительства №432 от 19.05.09 норму предусматривающую прямой запрет на "гостевой режим" в случаях когда "выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок , родителей этого ребенка, лишенных родительских прав". Забыл я немного об этой предусмотрительности... Вообще это такое интересное Постановление. Какой-нибудь бабушке теперь чтобы забрать внука на воскресенье из детдома нужно собрать документов примерно столько же как и для поступления в отряд космонавтов. По крайней мере - немногим меньше чем нужно для оформление собственно опеки. При этом для педофилов, как показывает практика, данное Постановление ничуть препятствием не является. Они этот барьер как, впрочем, и все остальные благополучно проходят... Причем - с блестящими заключениями всех служб...

Так что свои слова относительно нежелания сотрудников опеки брать на себя малейший риск в интересах ребенка касательно этого случая я вынужден взять назад. Им, действительно, остается только "разводить руками" применяя на практике очередной "шедевр" законотворчества. И это как раз тот случай когда, на мой взгляд, стоило бы поменять закон. Для пользы дела... Или, по крайней мере, подумать об этом.

Относительно комментария Отдела - вроде, все и верно. Но именно, что "вроде". Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить... Потому что законодатель концептуально предусматривал лишение прав как "высшую меру". Крайнюю форму "семейной ответственности". Что раз уж лишен - ну значит все, шансов почти нет. Значит и контактов с ребенком, вроде, быть не должно (хотя это нигде и не написано). Кайся, искупай вину потом и кровью, и восстанавливайся если сможешь, ребенок не против и уже не усыновлен. На практике - все, мягко говоря, не совсем так. Начать с того, что институт ограничения в родительских правах судами упорно применяется, в основном, лишь в случае психической болезни родителей (и, соответственно, отсутствия их виновного поведения). А там, как минимум, еще 2 основания: А) временное ограничение когда не установлены достаточные основания для лишения (сейчас на практике заменяется "предупреждением о необходимости надлежащим образом исполнять родительские обязанности" , что ведет у родителя к чувству "пронесло" и обычно приводит к лишению уже через короткое время по следующему иску и почти по тем же основаниям - а точнее, при столь же не особенно серьезных основаниях, но тут уже действует фактор "мы же Вас предупреждали".) и Б) невиновное поведение родителя который, однако, не может воспитывать своих детей по объективным причинам. Вот это вообще не применяется. То есть родитель, который не имеет жилья, постоянной работы, и у которого есть несколько детей - будет лишен прав. Несмотря на то, что он их посещает, навещает, по мере возможности содержит, они его ждут, он их любит и т.д. и т.п. Да, это фактически лишение прав "за бедность". И не всегда этот родитель будет сопротивляться, он может и признать иск. Потому что понимает - иначе ему только брать детей и идти с ними под мост ночевать.

И вот тут возникает "очень интересный" вопрос контактов. Потому что, если предположить, что контакты с такими родителями недопустимы - то это очень сильно начинает попахивать изощренным садизмом и уж совершенно явно не имеет ничего общего с интересами детей и заботой об их нормальном психическом развитии. Но ведь в СК запрета контактов нет. Есть ст. 75, относительно контактов с родителем, ограниченным в родительских правах. Они могут быть разрешены органом опеки и опекуном если не противоречат интересам ребенка. Вроде, по логике, контакты с родителем лишенным прав должны быть запрещены, раз нет соответствующей статьи. Но, если следовать буквальному толкованию Закона, то выходит несколько иное. Родители лишенные прав утрачивают "все права исходящие из факта родства" и "право на личное воспитание". Всё. Если бабушка хочет взять ребенка на "гостевой режим" и с ней в квартире живет просто соседка у которой нет и не было "факта родства" - значит ли это, что мы не должны ребенка отдать? Нет - лишь бы эта соседка полной алкоголичкой не была и травку бы при малыше не курила. То есть постановление 432, как всегда, "святее Папы Римского", а в данном случае - Семейного кодекса. Кроме того - мать ведь не просто соседка. Действительно есть институт восстановления в родительских правах. Это та норма, где родителю предлагается "изменить отношение к воспитанию ребенка". Что довольно непросто сделать не имея возможности с ним даже общаться. В моей практике суды последний довод во внимание принимали.

ИМХО, очень неплохо было бы изучить применение Постановления 432 в Петербурге и его последствия. То, что оно не защищает детей от умных преступников - мы уже выяснили. А "дети ревут", "бабушки плачут", родственные связи рвутся, кто-нибудь и бегает из-за этого наверняка... На мой взгляд, можно было бы по крайней мере создать упрощенный режим для родственников и на короткие сроки (пока одни документы нужны и для бабушки и для дяди с улицы, и чтобы забрать на день, и чтобы - на 3 месяца). Очень неплохо было бы если бы Верховный суд разъяснил норму относительно контактов с родителями лишенными прав. Еще лучше - если бы соответствующая статья, где этот вопрос разрешался бы исходя из интересов ребенка, появилась в самом СК. И, вообще, на мой взгляд нужно пересмотреть весь подход к ограничению, лишению и восстановлению родительских прав. Но это уже фундаментальный вопрос, касающийся построения всей системы поддержки семьи в стране. Это все, конечно, федеральный уровень. Но наш город - один из крупнейших центров этой Федерации и, ИМХО, важнейшая роль Уполномоченного может и должна касаться как раз обобщения действительно богатой практики помощи конкретным детям и влиянию на ситуацию на "стратегическом уровне". Тогда цены этому институту не будет.

В заключение столь длинного поста хочу отметить, что социальный отдел работает даже 8 марта :-)

И очень хотел бы начальника этого отдела (защиты прав детей - как я понимаю? :-), Светлану Юрьевну и всех очаровательных сотрудников аппарата Уполномоченного с этим праздником.

Arctan8 марта 2012 г. 23:44

Нахождение в местах лишения свободы само по себе не может являться основанием для лишения гражданина родительских прав. В статье 69 Семейного кодекса РФ изложен исчерпывающий перечень оснований для лишения родительских прав. В соответствии с действующим законодательством родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав. А в случаях, если указанные родители изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка, они могут быть восстановлены в родительских правах. Исходя из вышеизложенного, биологическая мама может обратиться в суд с иском о восстановлении ее в родительских правах. Если будет принято положительное решение и мать ребенка будет восстановлена в родительских правах, то передача ребенка в такую семью на воспитание будет соответствовать его интересам.

В случае, если гражданин, проживающий совместно с родителем, лишенным родительских прав, изъявляет желание забирать ребенка на выходные, праздничные и каникулярные дни, вопрос должен решаться в интересах несовершеннолетнего ребенка, учитывая отношения, которые у него сложились с бабушкой. Нежелание родителя восстанавливаться в родительских правах, а следовательно и проживать совместно с ним не может остаться без внимания (возможно, он не планирует менять свой прежний асоциальный образ жизни).

В случае, если Вы не согласны с решением органа опеки и попечительства, Вы можете обратиться в суд или в Прокуратуру Вашего района.

Дополнительно сообщаю, что Вы имеете право навещать ребенка в учреждении, забирать его за территорию учреждения для посещения музеев, театров и т.д., или просто для совместных прогулок.

С целью получения дополнительной консультации Вы можете подойти на прием к специалисту аппарата Уполномоченного по правам ребенка, предварительно записавшись по телефону: 576-70-00

Социальный отдел8 марта 2012 г. 22:04

мимо проходил-------- Почему, если вопрос задан на сайте уполномоченного по правам ребенка, уполномоченный этот вопрос переадресует всей стране?---------

Видимо, ситуация встречается очень часто....Возможно, пытаются таким образом оптимизировать решение проблем в будущем...

А психологов в аппарате нет...Да и юристы не пытаются самостоятельно разобраться, обычно отсылают в иные службы....(

ciklon8 марта 2012 г. 20:32




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00