Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Рядом с сиротой всегда должен быть наставник

Сегодня состоялось очередное заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Специалисты Комитетов по социальной политике и образованию, сотрудники 18 районных отделов социальной защиты населения и представители профильных общественных организаций собрались, чтобы обсудить программу социальной адаптации выпускников сиротских учреждений.


Светлана Агапитова во вступительном слове отметила, что сопровождение выпускников детских домов – тема очень серьезная. Зачастую, выходя из сиротского учреждения, такие дети остаются один на один со своими трудностями и проблемами.

К счастью, в последние годы положение меняется к лучшему. И во многом, благодаря уже существующим программам адаптации.

Пока это сопровождение основывалось исключительно на личной инициативе отдельно взятых людей. Однако в апреле 2011 года Правительство Санкт-Петербурга утвердило Программу социальной адаптации детей-сирот в возрасте до 23 лет. Форма работы предусматривает различные виды оказания помощи в подготовке ребят к самостоятельной жизни в районных Центрах помощи семье и детям.

Что было сделано за полгода? Насколько удалось отладить систему сопровождения в районах?

Светлана Жукаускиене, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию, в начале своего выступления озвучила общую статистику по Санкт-Петербургу:

29 учреждений для детей-сирот;

1755 воспитанников сиротских учреждений;

965 из них получают профессиональное образование.

Ежегодно выпускается порядка 600 детей-сирот.

По словам представителя Комитета, в этом году государство много внимания уделяло сиротам. Это касается и совершенствования материально-технической базы учреждений, и различных проектов, направленных на улучшение качества жизни воспитанников. Из этих соображений была разработана и утверждена программа адаптации.

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 г.

«Зачастую, наши воспитанники, попадая в социум, теряются. Но это не из-за плохой подготовки. Просто рядом нет человека, который бы направлял ребенка», - считает Светлана Жукаускиене.

В этом году Комитетом учтено 584 выпускника сиротских учреждений. Считается, что это абсолютно самостоятельные люди, умеющие заботиться о себе. В их число не входят те ребята, которые еще учатся (получают специальность). Цель Программы – сделать так, чтобы ни один из этих детей не остался вне поля зрения специалистов.

Схема сопровождения такова: Комитет по образованию готовит списки выпускников и направляет их в Комитет по социальной политике, который передает данные в районные Центры помощи семье и детям. И специалисты Центров, в конечном итоге, осуществляют сопровождение сирот.

Но уже сейчас в отдельных учреждениях существуют так называемые Клубы Выпускников. В определенный день ребята, покинувшие стены детского дома, могут прийти к своим наставникам, получить всю необходимую помощь (вплоть до заполнения квитанций по оплате услуг ЖКХ).

Кроме того, как отметили специалисты Комитета по образованию, они активно сотрудничают и с общественниками, и с бизнесом. На базе многих детских домов созданы Попечительские Советы, которые берут шефство над воспитанниками и выпускниками.

«Но хотелось бы, чтобы каждый выпускник на выходе из сиротского учреждения знал, куда ему идти, какие службы в районе готовы с ним работать…».

Лада Уварова, президент ОО «Петербургские родители», поинтересовалась контролем качества программы. Светлана Жукаускиене ответила, что проект только запущен, и говорить о каких-то результатах еще рано. Но оценочные критерии существуют:

Наличие работы и заработной платы;

Наличие жилья (что жилье в сохранности);

Возможность самостоятельного взаимодействия в социуме.

Как оказалось, информации о сиротах, выпущенных 3-5 лет назад, нет. Возможно, сведениями об отдельных ребятах владеют сотрудники сиротских учреждений, однако общую картину оценить сложно. Потому что никакой официальный мониторинг не проводился.

У присутствующих сразу возник вопрос, как можно говорить об эффективности новой программы, если результаты не с чем сравнивать?

Евгения Пешкова, ведущий специалист Отдела социальной защиты семьи и детей Комитета по социальной политике, сказала, что они уже озаботились этим вопросом. Возможность проведения такого среза будет обсуждаться в декабре с БФ «Корчаковский центр», который уже 10 лет вплотную занимается проблемами выпускников детских домов.

Представители Отдела социальной защиты населения Калининского района, заявили о проблеме, с которой они уже столкнулись: «Наши выпускники не мотивированы на работу с социальными службами».

Социальная адаптация – дело добровольное. Ведь в 18 лет человек уже считается дееспособным, вправе самостоятельно решать, что ему делать. Таким образом, из 100 выпускников только 40 дали согласие на сопровождение.

«Нужно, чтобы еще до выпуска ребенок познакомился с теми людьми, которые будут сопровождать его в дальнейшем. Он не пойдет со своими проблемами к чужим людям. Нужна преемственность …».

Эту же мысль подхватила Евгения Пешкова. Она заявила, что их Комитет готов активно сотрудничать с Комитетом по образованию:

«Мы действительно заинтересованы в том, чтобы дети плавно переходили в нашу систему. И понимаем, что искать контакт с детьми нужно еще до их выхода из стен детского дома.

На сегодняшний день, у нас крайне мало информации о тех, кого мы должны сопровождать…».

Анкеты с выпускниками 2011 года поступили в Комитет по социальной политике только в конце октября. В них указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес воспитанника. Всё.

«Нам мало этих сведений, - говорит Евгения Пешкова. – Поэтому на базе Центра «Прометей» мы разработали более подробную анкету».

Светлана Агапитова поддержала озвученные идеи и сразу же обратилась к представителям Комитета по образованию:

«Специалистам действительно нужно время для знакомства, установления контакта с ребенком. Может ли Комитет предоставлять информацию о будущих выпускниках заранее, хотя бы за год? И может ли Комитет проводить анкетирование по новой предложенной форме?».

Светлана Жукаускиене заверила, что они готовы сотрудничать. И в июле сами просили Комитет по соц.политике предоставить удобный им для работы вопросник. Но никаких предложений не поступило, поэтому пришлось действовать на свое усмотрение. Что касается данных о выпускниках будущего года, Комитет готов предоставить эти сведения. Но они будут лишь приблизительными, поскольку многие ребята еще не определились ни с учебным заведением, ни с работой.

Представители Фрунзенского района озвучили еще одну проблему: в районах нет такого количества сотрудников, чтобы охватить всех выпускников.

«Ждать, когда выпускники сами к нам придут, просто глупо. Не придут они. Нужно нам самим выходить, общаться. А как, когда у нас на район «полтора землекопа»? Мы при всем желании не сможем этого сделать. Нужны специалисты, которые будут заниматься непосредственно этим».

В контексте этого обсуждения прозвучало новомодное слово «аутсорсинг», т.е. передача определенных функций организациям-подрядчикам, которые будут трудиться на договорной основе. А компания-заказчик (в данном случае, город или район) будет контролировать процесс и результат.

Привлеченными структурами могут быть те же общественные организации, которые уже работают с воспитанниками детских домов и знают, как это делать.

Представитель БФ «Гуманитарное действие» Татьяна Дроздова озвучила мысль, что для получения результата специалистам нужен опыт, нужно обучать сотрудников Центров помощи семье и детям: проводить тренинги, семинары.

На что сотрудники Отделов социальной защиты ответили, что у них уже такой накопленный опыт, что они и сами могут обучать желающих. Ведь дело не в этом, а именно в нехватке кадров.

Представитель Комитета по социальной политике поддержала районных коллег:

«Уважаемые общественные организации! Не надо нас учить, поучать. Давайте сотрудничать. Да, у государственных структур порой больше ресурсов. Но у общественников есть одно очень важное преимущество - они более мобильные».

Лада Уварова от лица «Петербургских родителей» выразила согласие с тем, чтобы помогать в сопровождении выпускников детских домов. «Вот только как объяснить благотворителю, почему я прошу деньги на сопровождение сирот? Он ведь сразу поинтересуется: «А что государство?».

Светлана Агапитова предложила подумать над тем, как лучше организовать сотрудничество с «общественниками» и можно ли в схему взаимодействия с общественными организациями отдельным пунктом внести социальную адаптацию выпускников сиротских учреждений.

Адмиралтейский район стал передовиком в работе по постинтернатному сопровождению детей-сирот. 24 октября 2008 года на базе Центра помощи семье и детям было создано Отделение социального сопровождения выпускников детских домов.

За это время Отделением охвачено 84 человека. Сейчас на сопровождении 26 ребят, которыми занимаются 4 специалиста.

Работа началась с того, что были сделаны запросы в образовательные учреждения среднего профессионального образования. Собрав информацию о сиротах, проживающих в районе, сотрудники Отделения выходили в адрес, общались с ребятами, предлагали свою помощь.

«Сначала все отнеслись к нам очень настороженно. Ребята с опаской воспринимают любые государственные структуры. Но постепенно, потихоньку стали доверять нам. Для этого понадобилось примерно 9 месяцев».

Вскоре, заработало «сарафанное радио» и сироты со всего города сами стали подтягиваться в Отделение: кто с вопросом, кто с проблемой.

Средний возраст обращающихся – 23 года. Как отмечают профессионалы, чем старше выпускник, тем больше проблем. Потому что социализация прошла неправильно: уже успел наделать ошибок.

Светлана Агапитова озвучила еще одну злободневную проблему: социализация выпускников коррекционных заведений.

«В Программе, нет отдельного пункта по сопровождению коррекционных детей, - сообщила Уполномоченный. - На сегодняшний день в двух районах города есть социальные гостиницы для таких ребят – в Московском (40 человек) и в Кировском (52 человека). Сюда направляются ребята со всего города».

Необходимость в таких учреждениях есть. Многие выпускники коррекционных интернатов, хоть и признаны дееспособными, на деле не могут даже самостоятельно расплатиться в магазине.

Но зачем их помещать в ПНИ, если можно просто обучить элементарным бытовым навыкам? Так, ребята, пожившие от 1 года до 3 лет в социальных гостиницах на выходе вполне готовы жить и обслуживать себя самостоятельно. И судьба у них сложится совершенно иначе, чем если бы их поместили в психоневрологический интернат.

Если Московский район пока готов держать данное учреждение, то Кировский поставил вопрос о переформировании гостиницы в дневной стационар. А где тогда будут адаптироваться «коррекционники»?

«Совершенно неважно в каждом районе иметь такую социальную квартиру, - считает Светлана Агапитова - Но на город необходимо хотя бы 3 стационара, где будут работать именно с коррекционными выпускниками».

Этот вопрос Детский Уполномоченный предложила обсудить отдельно. Впрочем, также, как и еще две темы: жилье и трудоустройство выпускников.

Светлана Агапитова: «Обсуждение получилось очень оживленным. Порадовало, что участники Совета действительно «в теме» и готовы работать.

Первым делом нам предстоит разработать схему непрерывного сопровождения выпускников сиротских учреждений. Нужно избежать «пробелов», когда выпускник предоставлен самому себе. Всегда рядом должен быть наставник - человек (или коллектив людей), к которому можно прийти в любое время и поделиться своими проблемами. Ведь даже в 23 года сирота все еще доверчивый ребенок, который может стать легкой «добычей» для различных мошенников.

И здесь мы снова упираемся в одну и ту же стену – межведомственное взаимодействие. Надеюсь, сегодняшнее мероприятие поможет добиться согласованности действий. Ведь вопросы детства можно решать только объединившись».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id2073