Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Отличница, спортсменка… «хулиганка»

«Сама не обижай, но и себя в обиду не давай» - это родительское наставление Настя выучила еще в раннем детстве. Но, к счастью, на практике его применять не приходилось – Настю Сингуринди все знали, как миролюбивого, спокойного ребенка – о каких обидах может идти речь? Но в один день всё резко изменилось: Настю быстренько перевели в разряд отпетых хулиганов-учётников. Теперь она «держит в страхе» всю школу.

Настя перешла в седьмой экспериментальный класс, в который набирали одаренных детей. Естественно, борьба за неформальное лидерство развернулась нешуточная. По неосторожности, Настя едва ли не в первый день умудрилась перейти дорогу одному из авторитетных одноклассников - Ивану. За что и получила кулаком с разворота в надбровную кость.

Родители тут же пошли к травматологу. Врач зафиксировал и гематому, и сотрясение мозга. И, чтобы не быть голословными, с этими бумагами пришли разговаривать с администрацией школы. Директор постаралась дело замять, хоть это была уже не первая выходка со стороны Ивана. Незадолго до этого он избил одноклассника, но ту историю благополучно забыли, как и прочие проделки парня: «Ведь у него отец знаете кто?!».

Настин папа решил, что он тоже в этой жизни чего-то стоит, и в поисках справедливости, обратился в милицию. Заранее предполагая, что дело наверняка затянется, подключил своего юриста. Но даже с квалифицированной помощью ничего добиться не удалось.

Год спустя история повторилась. На этот раз Иван трижды ударил Настю ногой в живот. Теперь уже родители девочки активно взялись отстаивать права своего ребенка: милиция, школьное руководство. Привлекли внимание СМИ: на канале 100 ТВ вышел целый сюжет на эту тему. Реакция последовала, но не совсем такая, на которую надеялись Настины родители.

На девочку и ее отца ополчилась вся школа: и учителя, и родители. Родительский актив составил коллективное письмо с требованием прекратить «вынесение сора из избы». Отца вызывали на «мужской разговор» отцы других учеников, директор без конца приглашала его к себе для того, чтобы расставить точки над i. Но настин папа стоял на своем: дочь будет продолжать ходить в эту школу, но обидчик с ней в одном классе учиться не должен

В итоге, Ивана все-таки перевели в другой класс. Однако, Настина жизнь от этого легче не стала. На нее буквально объявили травлю одноклассницы. Простого бойкота им показалось мало, и они, загнав девочку в туалет, решили учинить физическую расправу. Но, когда дошло до рукоприкладства, Настя стала отбиваться. Компания разбежалась, а на следующее утро ей предъявили обвинение в избиении двух одноклассниц. Дело вынесли на комиссию по делам несовершеннолетних (КДН). Комиссия признала, что «между девочками произошел конфликт, провоцируемый, как со стороны Анастасии, так и со стороны А. и Ж.», что травмы получили все. Но признаки преступления по ст.115 и ст.116 УК РФ усматриваются только в действиях Насти.

Настин отец категорически не согласен с вынесенным постановлением. Если виноваты все, почему расплачивается только один человек? Тем более, что такая строчка в характеристике дочери совершенно не нужна: она учится на «хорошо» и «отлично», занимается спортом, планирует поступление в ВУЗ. Но обжаловать решение КДН оказалось…невозможным.

По закону Российской Федерации любое решение государственного органа может быть обжаловано в суде. Но, как выяснилось, из этого правила есть исключения: комиссии по делам несовершеннолетних.

Комментарий юриста: Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних регламентируется нормативным актом еще 1967 года, который не предусматривал возможность обжалования решений комиссий в судебном порядке. И не предусматривает до сих пор. Более того, нет даже четкого определения, в каком именно судопроизводстве нужно решать рассматриваемые на заседании КДН дела.

И все же, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Сингуринди Э.Г. подал в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга заявление об обжаловании решения комиссии в отношении его дочери. Вначале судья, не рассмотрев заявление, направила его в вышестоящую комиссию для рассмотрения, что само по себе незаконно, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения и судья должен рассмотреть жалобу. Затем, судьи стали отказывать в рассмотрении, так как, якобы, заявитель выбрал не тот порядок обжалования (существует обжалование в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства).

При этом судьи, противореча друг другу, указывали, что решение комиссии надо обжаловать то в порядке административного судопроизводства, то в порядке гражданского судопроизводства, то в порядке уголовного судопроизводства, хотя в самом решении существует ссылка на кодекс об административных правонарушениях.

Сейчас у Настиного отца только одно желание – добиться законной справедливости. Не для себя. Для ребенка. Чтобы Настя знала и понимала, что правда в мире есть. И что за правду своих детей нужно стоять до победного конца.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id849