Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Вернуть Дану

Дана* родилась и выросла в Германии, но мама Жанна* с самого раннего детства воспитывала в ней любовь и интерес к исторической родине. Когда у девочки начался переходный возраст, эта любовь вдруг приобрела форму протеста – приехав на лето в Петербург, Дана заявила, что возвращаться домой не намерена.

Эти каникулы 16-летняя девушка ждала с особым нетерпением: она записалась в летний тематический лагерь с психологическим уклоном. Родители Жанны встретили внучку в Петербурге, отвезли в лагерь и забрали после смены. Близился день вылета обратно в Германию. И тут Дана ошарашила: «Дома меня не понимают, школа достала, хочу начать новую жизнь в России!» По обратному билету Дана не улетела. Бабушка и дедушка не смогли вразумить бунтарку. Та была непреклонна.

«Но у тебя нет ни паспорта, ни прописки, ты даже пойти учиться не сможешь», – пыталась объяснить Жанна дочери по телефону. Безрезультатно.

Мама испугалась, что ребенка могут выдворить из страны принудительно. Она написала Уполномоченному.

«У Даны всегда был непростой характер, но сейчас она совсем вышла из-под контроля, – поделилась Жанна. – У нас доверительные отношения, однако она испытывает трудности с выполнением правил, соблюдением границ, с учебой. К тому же, совершенно очарована Петербургом, идеализирует его. После смены в лагере обзавелась новыми друзьями, и ей кажется, что сбежать от проблем – это выход. Я переживаю, что если она сейчас не вернется, ей в дальнейшем запретят въезд в Россию! Подскажите, законно ли она настаивает на отдельном проживании?»

Специалисты аппарата Уполномоченного успокоили маму: поскольку у Даны немецкое и российское гражданство, выдворять её никто не станет. Но и оставаться в Петербурге без законных представителей она не может – бабушка и дедушка таковыми не являются. Единственный способ разрешить щекотливую ситуацию – договориться с дочкой. Но как сделать это без давления и угроз? Сотрудники службы медиации посоветовали попробовать следующую схему: напрямую не отказывать Дане в её желании остаться, а сделать так, чтобы она сама поняла, насколько её решение импульсивно и весьма сложно реализуемо. Для этого дедушка с внучкой отправились в школу, где им объяснили, что перед зачислением ребенок, приехавший из другого государства, в обязательном проходит тестирование – для того, чтобы определить уровень знаний и выбрать подходящую образовательную программу. Это несколько поубавило энтузиазм Даны, ведь по итогам такого теста она вполне могла оказаться не в параллели своих 16-летних сверстников.

«Теоретически, Дана могла бы остаться – если бы Жанна оформила нотариальную доверенность на своих родителей на представление интересов девочки, дала такое же заверенное согласие на ее регистрацию по месту пребывания – с этими документами Дану могли бы зачислить в школу. Но камнем преткновения стала разница в образовательных стандартах, и это заставило девушку осознать, что к таким серьезным переменам в жизни надо готовиться и подходить с позиций разума, а не эмоций», – заключила Светлана Агапитова.

В итоге Дана согласилась вернуться домой, сейчас она проходит терапию, которая призвана помочь девочке разобраться в себе и понять, чего она хочет в будущем. Жанна не исключает, что к разговорам о переезде в Питер они с дочкой еще вернутся.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7912