Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Сальмонелла на десерт

Праздничный поход в пиццерию закончился для многодетной семьи Горшениных* десятью днями в инфекционном отделении – с разницей в сутки симптомы острой интоксикации начались сначала у старшего сына, затем у дочери. Уже в больнице, по горькой иронии судьбы, дети оказались в одной палате с двумя другими ребятами, отравившимися в том же самом заведении тем же самым блюдом. Теперь родители хотят добиться от кафе если не компенсации ущерба здоровью, то хотя бы гарантий, что больше никто не пострадает.

Поводом для торжественного обеда в кругу семьи стал день рождения Миши*, первенца Горшениных – ему исполнялось 9. Мама, бабушка, Миша и его младшая сестренка Таня решили сходить в любимый ресторан, который находится как раз в бабушкином доме. Они бывали там не раз и всегда были довольны и едой, и обслуживанием.

Плохо Мише стало спустя несколько часов – лихорадка, боли, тошнота и рвота. А к утру мама Алиса* поняла, что дело серьезно, и повезла сына в больницу. Там поставили диагноз – сальмонеллез. К тому моменту позвонили из дома: заболела и Таня, температура перевалила за сорок. Сначала брат и сестра лежали вместе в НИИ детских инфекций, но состояние Миши ухудшалось – боли не проходили.

«У вас плохие показатели крови, есть риск перитонита, – сказали медики. – Мы бы рекомендовали перевести ребенка в пятую больницу, там есть отделение хирургии».

Мишу перевели, хоть опасения, к счастью, и не подтвердились. Тем не менее, десять дней мальчик провел в стационаре. С сестренкой, которая осталась в НИИ, в этом время находилась бабушка – ей пришлось взять отпуск за свой счет.

«Все это время мой младший полуторагодовалый сын был с няней, поскольку помочь с ним было некому, – рассказывает Алиса. – Я разрывалась между двумя больницами и домом. Это был настоящий ад, хотя вряд ли меня поймут те, кто никогда не лежал с детьми на инфекционном отделении».

Тем временем пришли результаты анализов. В лаборатории заключили, что источником заражения стало сырое яйцо. Единственное блюдо, где оно присутствовало в тот злополучный день – пирожное «тирамису», которое Миша заказал на десерт: его пробовала и Таня. Но самым поразительным оказалось другое – на одном отделении с Мишей лежали еще два ребенка с сальмонеллезом. Когда врач опросила их, выяснилось, что они ели тот же самый десерт в том же самом кафе, только двумя днями позже. Бактериологическое исследование подтвердило: все ребята заразились одним и тем же типом сальмонеллы.

«Как будто они ели из одной кастрюли!» – поразилась лечащий врач.

После этого все сомнения по поводу виновных в происшествии у Алисы отпали. Посовещавшись с родителями товарищей по несчастью, она решила не пускать дело на самотек и обратилась напрямую к руководству ресторана, приложив медицинские документы. Но в ответ пришла лишь отписка, а в личном разговоре ей прямо заявили: «Вы ничего не докажете!» Тогда Алиса обратилась к Уполномоченному.

«У детей пропали путевки в летний лагерь, все планы на оставшиеся каникулы рухнули, – говорит мама. – Еще месяц реабилитации после выписки из больницы, куча лекарств и строгая диета. Я даже не хочу думать о последствиях для здоровья: неделю назад мы делали повторный анализ, и он показал наличие бактерий. С такими результатами Таню в сентябре не возьмут в садик. И, главное, мы такие не одни! Неужели никто не понесет ответственность? Сальмонеллез – не шутки, если вовремя не спохватиться, исход может быть самым страшным. Нам, можно сказать, повезло. Но ведь этот кошмар может произойти с кем-то еще!»

В территориальном отделении Роспотребнадзора, куда первым делом написали родители, на инцидент отреагировали – вышли с проверкой, в результате которой «были установлены нарушения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства». Однако какие именно нарушения, и касались ли они непосредственно качества продукции, не пояснили.

«Для начала следует выяснить, является ли десерт, которым, предположительно, отравились дети, собственным продуктом этого ресторана или его заказывают у другого изготовителя, – говорит Светлана Агапитова. – Возможно, проверять нужно и его. Соответствующий запрос мы отправили в главное Управление Роспотребнадзора, а также попросили их дать подробное разъяснение о том, что за нарушения были найдены в кафе и были ли они устранены согласно предписанию».

* – персональные данные изменены.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7835