Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Арифметика с переходом на личности

Конфликты и недопонимания между родителем и учителем все чаще становятся поводом для обращения к Уполномоченному по правам ребенка. Разбираться в таких спорах очень сложно: в них много субъективности. Но есть границы, нарушать которые педагог не имеет права – ни по совести, ни по закону.

Проблемы с математикой у Лизы* начались еще в первом классе. В конце года классный руководитель Ирина Николаевна предупредила маму девочки, что предмету надо уделить дополнительное внимание. Галина пыталась сама помогать дочке, но скоро сдалась и наняла репетитора. Однако ситуацию это не исправило – усваивать материал не получалось, о чем красноречиво свидетельствовали «двойки» в четверти. К концу третьего класса, понимая, что Лизе опять грозит «неуд», Галина решила поговорить с учительницей.

«Я попросила её использовать в обучении индивидуальный подход и мотивировать мою дочь, так как только совместными усилиями можно не отбить желание осваивать знания», – рассказала Галина.

Увы, понимания достичь не удалось: по мнению мамы, педагог общалась недоброжелательно и даже агрессивно, заявив, что Лиза на уроках ведет себя развязно, не желает вникать и выполнять задания. Однако обсуждением проблем с математикой все не ограничилось. Поскольку беседа состоялась накануне детского праздника, педагог отчитала маму еще и за то, что в прошлый раз Лиза не принесла на мероприятие угощение. Галина парировала, что это задание не было обязательным. В общем, стороны расстались недовольные друг другом.

На следующий день Лиза пришла домой расстроенная: учительница не разрешила ей переодеться перед чаепитием, да к тому же застыдила её за поведение мамы. Вид едва не плачущей от обиды дочки переполнил чашу терпения Галины. Опасаясь, что напряженность в отношениях с педагогом может негативно сказаться на Лизе, она написала на имя директора жалобу, подробно описав ситуацию и попросив разобраться. В ответ маму заверили, что с педагогом провели беседу и взяли её работу под тотальный контроль.

…А спустя несколько дней эта же жалоба появилась в закрытой группе класса в социальной сети: её выложила сама Ирина Николаевна в качестве приложения к посту, в котором она рассказывала о своем намерении увольняться из-за «постоянного психологического давления».

Возможно, вся эта неприятная история не вышла бы за стены школы. Однако реакция администрации учреждения на случившееся Галину не устроила. Она потребовала удалить запись, принести ей публичные извинения на бланке школы и выложить этот документ в группе класса, после чего группу закрыть. Требования были выполнены, но лишь частично – извинений мама так и не дождалась, а эмоциональное состояние Лизы не сильно улучшилось. Тогда она обратилась к Светлане Агапитовой.

«Такое поведение педагога – чистой воды манипуляция, не говоря о том, что это крайне непрофессионально, – возмущается Галина. – Я ни в коем случае не пыталась содействовать увольнению нашей учительницы, а лишь защищала интересы своего ребенка. Моя жалоба носила частный характер и содержала персональные данные, которые учитель не имела право разглашать без моего согласия. Теперь у меня испорчены отношения с другими родителями, дети тоже стали хуже относиться к моей дочери. Все это доставляет и мне, и ей страдания. Если так пойдет и дальше, нам придется подумать о переводе в другую школу».

В районном отделе образования, руководителя которого детский омбудсмен попросила оценить ситуацию, провели свою проверку и полностью поддержали позицию мамы. В результате, сообщалось в ответе, трудовые отношения расторгли не только с учительницей, но и с завучем. Директор была привлечена к дисциплинарной ответственности, а за неукоснительным соблюдением школой закона «О персональных данных» теперь будут строго следить.

«Напряженные отношения с педагогом – травмирующая ситуация для любого ученика, причем не только в начальных классах, – говорит Светлана Агапитова. – Ребенок может потом «выдать» неожиданную реакцию: от потери интереса к учебе и бунта против всех взрослых до затяжных депрессий и болезней. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко. Дорогие родители! Защищая свое чадо, помните: ваша задача – не просто избавить сына или дочь от проблем любой ценой, но и своим примером научить его цивилизованному решению конфликтов. И от того, какие шаги вы предпримете, зависит его поведение во взрослой жизни. К сожалению, без последствий для Лизы эта история не прошла: Галина все-таки приняла решение перевести её в другую школу. Надеюсь, в новом коллективе у девочки все сложится хорошо».

* – имена изменены.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7788