Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Думали – на лето, оказалось – насовсем…

ДДИ №2 вновь заработал после капитального ремонта, который длился почти два года. И хотя торжественная церемония открытия пройдет только через три недели, Светлана Агапитова уже побывала в гостях у интерната и посмотрела, как обустраиваются новые жильцы в обновленных интерьерах.











…Тем более, что с этими новыми постояльцами детский омбудсмен уже встречалась – еще буквально пару недель назад они жили в Центре содействия семейному воспитанию, где каждый из них провел не по одному году. Поэтому решение об их переводе в ДДИ более чем удивило Уполномоченного. Причем не одного или двух, а сразу целой группы из 16 человек! И это на фоне непрекращающихся разговоров о том, что условия жизни детей с ОВЗ должны максимально соответствовать уровню их развития и раскрывать их потенциал…

Экскурсия по ДДИ началась с проезда на новом лифте, – или, как правильно называется эта конструкция, подъемной платформе, – предназначенной для обитателей на инвалидных колясках. Она скромно примостилась в углу парадного вестибюля, не отвлекая внимания от расходящихся в разные стороны лестничных пролетов, которые остались в наследство от исторического прошлого особняка. Ведь само здание было построено в конце XIX века, и охранный статус наложил на ремонт особый отпечаток: все действия необходимо было согласовывать с Комитетом по охране памятников. А преобразования, надо сказать, были масштабными: пришлось разбирать полы, менять деревянные перегородки, полностью заменить инженерные сети и установить новую систему пожарной безопасности. И, конечно, привести помещения групп в соответствие с 481-м Постановлением. Мощность учреждения сократилась почти вдвое – сейчас здесь могут находиться 35 детей. Появилась комната для свиданий с родителями, которой раньше не было. Медицинский блок сделали централизованным, разместив рядом кабинеты массажа, физиотерапии и «процедурку». Постепенно набирается штат сотрудников: не все решили вернуться в родной ДДИ после ремонта, поэтому собеседования проводятся каждый день.

Узнав, что воспитатели уходят домой сразу после ужина, а спать ребят укладывает санитарка, Светлана Агапитова поделилась мнением специалистов института психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, совместно с которыми на этой неделе в Петербурге проводилась проверка ДДИ. Московские коллеги отметили, что для воспитанников интернатов крайне важно, чтобы во время пробуждения и отхода ко сну рядом находился близкий взрослый. Для этих целей в некоторых московских учреждениях даже пересмотрели штатное расписание.

Первыми из воспитанников Уполномоченного встретили как раз девочки из ЦССВ, которые поселились в группе под названием «Гномики».

«Какие у вас хоромы!» – похвалила Светлана Агапитова.

Спальни, и правда, получились уютными: кровати с ящиками для хранения личных вещей, над каждой из которых – своя полочка для игрушек; веселые коврики со слониками и занавески в тон; даже цвета стен подбирали так, чтобы все было в единой гамме и при этом не раздражало глаз.

Окружив детского омбудсмена, девочки наперебой обнимались, рассказывали свои впечатления, с энтузиазмом разобрали принесенные сувениры и спешили показать свои комнаты. Как выяснилось, они уверены, что приехали сюда только на лето – так им сказали перед отъездом из центра. И лишь одному из ребят, 15-летнему Диме, уже известно, что это насовсем.

Как пояснила администрация ЦССВ, воспитанники «переехали» на основании заключения врачебной комиссии, которая признала, что из-за своих заболеваний ребята «нуждаются в социальном обслуживании в стационарной форме». Вроде бы аргументы здравые: в силу диагнозов различной степени тяжести они не могут обслуживать себя, полноценно общаться, страдают нарушениями поведения, требуют не только постоянного внимания воспитателей, но и круглосуточного наблюдения медперсонала. Тогда возникает логичный вопрос: почему же они не попали в ДДИ изначально? Или, если их состояние за годы настолько ухудшилось, почему ими не занимались раньше? Кроме того, смущает и тот факт, что детей никак не подготовили, более того – ввели в заблуждение. Ведь для того, чтобы процесс адаптации проходил безболезненно, обычно проводят предварительную работу: возят познакомиться с коллективом, организуют беседу с психологом. Ну а в случае с ребятами, страдающими психическими расстройствами, было бы нелишними, если бы рядом остался кто-то из близких взрослых, к которым они привыкли…

Из 16 «переселенцев» только трое – с тяжелой умственной отсталостью, остальные – с легкой и умеренной. Сейчас они постепенно адаптируются в новой обстановке. Некоторых уже несколько раз успели навестить родные. При этом мнение о целесообразности перевода не высказала городская психолого-медико-педагогическая комиссия, что в таких случаях необходимо. Светлана Агапитова обратилась к директору ЦПМПК Евгении Плетневой с просьбой изучить личные дела детей.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7736