Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Нетрадиционный досуг в «Ракете»18+












На протяжении десяти лет регулярно объезжая летние лагеря детский Уполномоченный и сотрудники аппарата видели всякое – и хорошее, и плохое. Казалось бы, и удивить уже невозможно. Но нет – потенциал еще имеется. Причем явно выходящий за грань добра и зла…

Лагерь «Ракета» в поселке Горьковское и работает то всего второй сезон, но оправдывая свое стремительное название, уже сумел выделиться среди коллег. И, к сожалению, не в лучшем смысле. Узнав, что в лагере практикуются «недетские игры», Уполномоченный по правам ребенка отправилась туда выяснить подробности. Реальность превзошла самые худшие предчувствия…

Едва подойдя к воротам «Ракеты», застали там женщину, приехавшую забрать своего сына. Причины мама объяснила очень просто: «Да он у меня тут ни одну ночь толком не спал – орут и «на головах» ходят сутки напролет! Что это за отдых? Курят еще, смеси какие-то продают…».

Отзыв, прямо скажем – не лестный. Да и сам факт того, что ребенка забирают уже на первой неделе, говорит о многом. Кстати, еженощный гвалт и бардак в корпусах подтвердили девочки одной из групп, сказали, что «спать невозможно». А под «смесями», скорее всего имелся в виду жевательный табак, который действительно изымался сотрудниками «Ракеты».

Администрация лагеря ничего особенно тревожного в ситуации не усматривала. Встретивший детского Уполномоченного директор рассказал, что лагерь был открыт в прошлом году после 8-летней «заморозки». Были реконструированы и отремонтированы корпуса, бытовые условия приведены в соответствие с нормативами. Сейчас на базе 230 детей, сгруппированных в отряды по 25 – 38 человек. Нарушители дисциплины, конечно, имеются, но с ними проводится работа.

Тогда Светлана Агапитова назвала три фамилии и попросила объяснить – почему один из мальчиков уже уехал домой, а двое других – кандидаты на выезд. Кроме того, попросила пригласить последних на беседу.

Выяснилось, что на эту троицу уже собрана целая пачка «бумаг»: объяснительные, докладные и служебные записки. Представленная документация свидетельствовала о двух проблемах. Первая – вполне традиционная – хулиганистый 12-летний мальчик. Судя по его «жизнеописанию», собранному за неделю в лагере – «террорист с размахом». Сквернословит, плюется, курит, мешает спать, стягивает с товарищей штаны в публичных местах. И более того: «мешает существованию и развитию отряда» - именно так в докладной охарактеризовала его вожатая с педагогическим образованием. Ну как не взглянуть на это воплощение вселенского зла?

При этом, директор лагеря Сергей Блынский только разводит руками: «Если его до 12 лет не воспитали, то почему я должен это делать?»

На беседу с Уполномоченным «посланник Ада» явился в образе невысокого, щуплого парнишки, довольно контактного и общительного.

- Курю?! Нет – это вранье! Ну и все, что родителям наговорили, тоже неправда… Матерюсь? Ну да… Но я бросаю! Уже сутки не матерился. Ну у меня дома все так разговаривают, даже тетя… В будущем вообще все на мате будет, - сумбурно объяснил хулиган свое поведение и заодно кратко описал какую-то спорную концепцию будущего.

- А штаны зачем с товарища стягивал?, - поинтересовалась Светлана Агапитова.

- Ну они висели на нем как-то странно… Пацаны сказали: слабо сдернуть? Я и сдернул, - дал исчерпывающие пояснения юный бузотер.

В общем и целом, он признает, что попирал нормы общественного порядка, но уже пытается встать на путь исправления. В этом конструктивном стремлении ему бы помог перевод в другой отряд и возможность побольше заниматься футболом. Короче говоря, впечатления конченного человека, коим он выглядел «на бумаге», этот 12-летний мальчишка не производил…

Возможно, данный эпизод бы и вовсе не стоил упоминания. Если бы не вторая проблема, по сравнению с которой меркнет все остальное. Она нетрадиционная в прямом и переносном смысле.

В дальнейшем тексте, из этических соображений, мы не будем приводить излишние подробности. Достаточно будет сказать, что «досуговые мероприятия», организованные по инициативе одного из 9-летних отдыхающих в свободное время, можно описать формулировками: «развратные действия сексуального характера», «оральные половые контакты», «имитация гомосексуального полового акта». Еще раз уточним, что все это происходило среди мальчиков 9-10 лет…

Из многочисленных и довольно путанных объяснительных и «служебок» следует, что события эти случались неоднократно, прямо в жилом корпусе. Какие-то по принуждению, какие-то по доброй воле, а какие-то стали результатом игры в «камень-ножницы-бумага»…

Оставим в покое беспрецедентность самого факта – он должен стать предметом исследования специалистов. Сейчас нам интересно- что же в этой ситуации сделал лагерь?

А там отреагировали, как на что-то заурядное. Провели «беседы профилактического характера» – это уж, как водится. Куда ж без них. Предполагаемого инициатора этих «забав», отправили домой, передав в руки отца. Зачем-то сообщили о «факте половых отклонений» в… районную администрацию, по месту жительства. Вот, пожалуй, и все. От зачинщика избавились, пальцем погрозили и пожаловались на детей заказчикам путевки.

Особенно умиляют «беседы профилактического характера». То есть лагерь, педагогический коллектив которого не справляется с матерщиной 12-летнего оболтуса, всерьез рассчитывал решить проблему сексуального отклонения, с помощью беседы? Да нет, конечно. Ее никто не собирался решать. Ее просто «списали» формальным набором бумаг, чтобы сбросить с себя ответственность, если вдруг история как-то «всплывет». А источник проблемы отправили домой – пусть занимается чем угодно, только не на нашей территории.

И надо сказать, что это принципиальный подход «Ракеты». Она выходит на торги по «социальным путевкам» – то есть прекрасно понимает с какой категорией детей придется работать. И при этом, формируют отряды по 25 – 38 человек, с которыми вожатые справиться не в состоянии. А они и не пытаются, они пишут «докладные» и «объяснительные», чтобы набрать «бумаг» для отчисления детей, выбивающихся за рамки лагерной дисциплины. Вот и вся воспитательная работа.

Зачем же тогда берут «социалку»? – возникает логичный вопрос. Ответ очень прост: а кто еще туда поедет? Родитель, который платит за отдых ребенка свои деньги, вряд ли согласится на лагерь, территория которого выглядит, как стройплощадка. Ну а «за бесплатно», то есть за государственный счет – сойдет! Зато на торгах, турфирма-посредник хорошо «скинет» цену. Да и сама в накладе не останется. А лагерь потом сэкономит на вожатых и на организации досуга (там всего два кружка – ИЗО и драматический). И кому потом какое дело – что там с детьми. Проблемных – выгоним, а остальные как-нибудь «дотянут» смену…

«Все произошедшее в лагере – это звенья одной цепи и прямое следствие коммерческого подхода к организации отдыха детей социальных категорий, - считает Светлана Агапитова. – На бытовых условиях сейчас экономить сложнее – там проверяющих хватает. Поэтому воспитательно-педагогическая работа делается по остаточному принципу. Что уж тут говорить про индивидуальный подход, который в работе с «социальной» категорией детей очень важен? Квалификации и возможностей коллектива не хватает даже на организацию времени таким образом, чтобы его не оставалось на деструктивные проявления. Ведь не секрет, что «все беды от безделья».

Что же касается сексуальных отклонений в поведении детей, то здесь прежде всего надо позаботиться о привлечении специалистов, а не пытаться «замять» этот факт. Мы обратились в Следственный комитет Ленинградской области, чтобы все произошедшее было зафиксировано должным образом. Это позволит сориентировать органы профилактики в построении своей работы с этими детьми. Кроме того, Следственный комитет имеет опыт расследования подобных дел и действует в сотрудничестве с психологами, специализирующимися в вопросах сексуального насилия, которые также могут дать необходимые рекомендации по коррекции поведения.

Конечно, речь не идет об уголовной ответственности, в силу малости лет, но это не повод закрывать глаза и ждать, во что это выльется, когда дети подрастут. Профилактика, ведь и направлена на предотвращение преступлений, и не стоит дожидаться возраста «подсудности», чтобы потом наказать. А вот компетентность и профессионализм действий педагогического коллектива лагеря проверить стоит уже сейчас».

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00