Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Ранняя беременность – это трудная жизненная ситуация


В 2018 году в Петербурге 154 несовершеннолетние девочки стали мамами, среди них 11 не достигли возраста 14 лет. 188 юных петербурженок в прошлом году прервали беременность. И это статистика только государственных клиник: реальную цифру абортов никто не знает. Лишь единицы, забеременев в столь юном возрасте, находят поддержку в семье. Многие до последнего момента не решаются признаться близким, опасаясь, что их будут осуждать и накажут. Маленькие мамы не следят за своим здоровьем, не проходят необходимые обследования, находится в состоянии стресса. Были случаи, когда девушки, рассказав родителям о беременности, оказывались на улице, не представляя, куда им пойти и как жить. «Государство должно поддерживать несовершеннолетних матерей, тогда число абортов будет на 30-40% меньше», – считает главный врач Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента». Марина Ипполитова предложила изменить законодательство и заботиться о беременных девочках также, как о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Для обсуждения этой инициативы Уполномоченный по правам ребенка собрала заседание Экспертного совета. В разговоре приняли участие начальник Управления защиты материнства и детства Комитета по социальной политике Ирина Шереметьева, Директор ЦССВ №9 Светлана Дюба, руководитель «Программы по ведению беременности и родов у несовершеннолетних» Родильного дома № 10 Евгений Михайлин.

Марина Ипполитова рассказала Экспертному совету, какая помощь нужна девочкам и что нужно сделать, чтобы они могли её получить. «Для девочек беременность – это трагедия. Несмотря на свое положение, они остаются детьми. Им самим еще нужна забота, а они становятся мамами. Чаще всего такие ситуации происходят в семьях, где детско-родительские отношения нарушены, поэтому девушки оказываются одни со своей проблемой – без психологической и материальной поддержки. Воспитанницам Центров семейного воспитания проще – у них есть ответственный законный представитель, они могут обратиться в кризисный центр «Маленькая мама». А опекаемым или живущим в неблагополучных семьях – очень сложно справляться», – поделилась наблюдениями врач.

Специалисты «Ювенты» считают, что беременных несовершеннолетних нужно включить в категорию граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки государства и обеспечить заботой, которую они не могут получить дома. Не все беременные девочки, живущие в семьях, имеют возможность полноценно питаться, а это жизненно необходимо не только их ребенку, но им самим. Кроме того, с самого начала беременности нужно принимать витамины, но стоят они дорого, а деньги на это есть не всегда. «Может город назначить для них пособие или обеспечить необходимыми продуктами и витаминными комплексами?» – спросила Марина Ипполитова.


«Если просто выдать им деньги в качестве пособия, неизвестно, купят ли они то, что нужно», – предположила Уполномоченный. Эксперты пришли к выводу, что оптимальный вариант в этом случае – банковская карта, аналогичная картам «Детская» и «Дошкольная». Туда перечисляется пособие, а заплатить ею можно только за определенные товары. Но составить список продуктов, необходимых растущему организму матери, должны диетологи. Светлана Агапитова обещала попросить главного внештатного специалиста по питанию детей Комитета по здравоохранению Елену Булатову помочь в этом вопросе.

Вопрос с витаминами можно решить намного легче: если будет введена такая мера поддержки, врачи могут выписывать бесплатные рецепты, а девочки – получить их в аптеке.

Отношение и подход врачей – отдельный вопрос, на который обратила внимание экспертов Марина Ипполитова. В отличие от взрослых беременных, девочки не понимают, как следить за своим здоровьем. И не у всех есть рядом мама, которая поможет, поддержит и все объяснит. Поэтому у врачей женских консультаций должен быть особый подход к этой категории пациенток. Кроме того, важно чтобы детский участковый педиатр «вел» девочку, мог ответить на вопросы, не осуждая и не читая нотации.

Еще одна серьезная проблема – беременность школьницы не является основанием для перевода на домашнее обучение. Ходить на уроки девочкам стыдно, в итоге они прогуливают и остаются неаттестованными. «Нужно создать условия, чтобы несовершеннолетняя мама могла закончить школу и продолжить учебу. Например, предоставить этой категории места вне очереди в ясли», – считают в «Ювенте». Дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеют право на первоочередное устройство в детский сад. Но эту «трудную ситуацию» нужно доказать, собрав справки о зарплате всех членов семьи и так далее. А если по уровню дохода семью не признают малообеспеченной, девочке придется ждать места в сад несколько лет и только потом идти в школу? «Несовершеннолетние мамы не должны выпадать из образовательного процесса», – согласилась Светлана Агапитова.

Следующий вопрос, который волнует Марину Ипполитову – как обеспечить девочек социальным патронажем, чтобы был человек, который вместо мамы проводил их по врачам, помогал оформить выплаты и пособия, купить нужные вещи для ребенка. Ирина Шереметьева объяснила, что эти услуги предоставляют в Центра помощи семье и детям, куда ребенок может обратиться самостоятельно.

«Беременная девочка туда не дойдет, она может и не знать, куда идти, что говорить, что просить. Нужно чтобы помощь сама пришла к ней»,– считают врачи «Ювенты». «Но как социальные службы могут узнать об этом, если врачи не сообщают о беременности несовершеннолетних другим субъектам профилактики?» – задались вопросом эксперты.

Для того, чтобы осуществлять работу с семьей, не обязателен заявительный характер. По заявлению субъекта профилактики (медиков, например) можно признать семью находящейся в социально-опасном положении и сообщить об этом в Комиссию по делам несовершеннолетних. Но когда речь идет о беременности, оснований для этого нет.


Нарушение врачебной тайны о диагнозе пациента грозит для медиков уголовным расследованием. О беременности девочек младше 16 лет «Ювента» в обязательном порядке сообщает в полицию, как о факте ранней половой жизни. Но от этого для ребенка больше вреда, чем пользы. «Социальные службы после этого не всегда подключаются, зато сводки попадают во все СМИ. В итоге девочка узнает себя в новостях и перестает нам доверять, считая, что это мы распространили информацию», – рассказала Марина Ипполитова.

Федеральным законом N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» оговаривается список лиц, в отношении которых проводится работа субъектами профилактики. Но беременные девочки и молодые мамы к этим категориям не относятся. Значит, медики не имеют право направить информацию даже в детскую поликлинику, чтобы там её взяли на учет. Этот вопрос требует более глубокого анализа регионального и федерального законодательства. «Нужно утвердить единый порядок, позволяющий ведомствам обмениваться информацией, не нарушая законодательства или внести необходимые изменения», – решили эксперты.

Пока идёт эта работа, необходимо составить алгоритм межведомственного взаимодействия при выявлении несовершеннолетней мамы в рамках мер социальной поддержки, которые уже может предложить город беременным мамам.

Ирина Шереметьева предложила провести совместный семинар для врачей, принимающих роды у маленьких мам, и сотрудников Центров помощи семьи и детям. Так медики и социальные работники больше узнают о деятельности друг друга, сами получат представление, кто и чем может помочь, и будут подсказывать девочкам.

Евгений Михайлин сказал, что врачи Родительного дома №10, где рожают 40% несовершеннолетних мам, хорошо ориентируются в работе социальных служб. А вот в других роддомах и женские консультациях об этом, действительно, могут не знать. Поэтому эксперты решили разработать брошюру, в которой будут указаны все службы, которые могут помочь юной маме, и перечислены все меры поддержки, на которые она имеет право.

Также по теме «Здоровье»

Эта тема в докладе Уполномоченного: Помощь несовершеннолетним в ситуации репродуктивного выбора




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00