Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Методом проб и ошибок

Первоклассницу Катю*, родители которой не разрешили ставить дочке пробу Манту, отстранили от занятий. Папа девочки пожаловался Уполномоченному на школу, полагая, что действия педагогов нарушили права ребенка. В связи с обострением темы прививок Светлана Агапитова напоминает: полностью отказаться от туберкулинодиагностики без последствий для образовательного процесса не получится.

В первый день после каникул Сергей*, как обычно, отвез дочку в гимназию. Однако выяснилось, что Катя не допущена до уроков – об этом сообщила медсестра, сославший на внутренний приказ. Завуч информацию подтвердила, причем, по сведениям Сергея, сделала это «в грубой форме».

«Я потребовал показать мне этот приказ, но мне заявили, что он не готов, – рассказал папа Светлане Агапитовой. – Раз законных оснований не предоставили, я оставил дочку в школе».

Спустя пару часов Сергею позвонили и попросили все-таки забрать Катю, которая все это время провела в медкабинете. На этот раз с приказом ознакомили, и тут ждал еще один сюрприз – документ был датирован серединой декабря прошлого года. Папа уверяет, что о существовании такого распоряжения он тогда услышал впервые, хотя отказ от проведения дочке реакции Манту подписал в ноябре. Поэтому выдворение с уроков он посчитал произволом.

Светлана Агапитова напомнила Сергею: для противников реакции Манту существуют альтернативы. Однако доказать, что ребенок здоров, так или иначе придется: этого требуют федеральные санитарно-эпидемиологические правила профилактики туберкулеза. Дети, не прошедшие туберкулинодиагностику, допускаются в школу только при наличии заключения врача-фтизиатра. Если же его нет, руководитель образовательного учреждения вправе не допустить до занятий. Правда, при этом обязан предусмотреть альтернативный образовательный маршрут. К тому же, по инициативе Уполномоченного Комитет по здравоохранению дал распоряжение районным противотуберкулезным диспансерам выделить для приема отказавшихся от R-Манту детей отдельные часы.

Объяснить, почему семью Кати вовремя не проинформировали об отстранении от занятий, Уполномоченный попросила директора школы. Действительно, приказ о недопуске с начала новой четверти учеников, не прошедших туберкулинодиагностику, издали 13 декабря. Уведомление вклеили в дневник Кати – о такой форме обмена важными сведениями классный руководитель договорилась с родителями в начале учебного года. Но они его не подписали: то ли не увидели, то ли просто не посчитали нужным. За несколько дней до конца новогодних каникул учительница созвонилась с мамой, напомнив о необходимости принести заключение фтизиатра. Та заверила, что обследование они с Катей пройдут в ближайшее время.

«Очевидно, произошло недопонимание между родителями, которые не договорились о том, как им действовать, – говорит Светлана Агапитова. – Школа тоже признала за собой некоторую рассогласованность и извинилась перед папой уже на следующий день после инцидента. Сергей обсудил с медсестрой варианты туберкулинодиагностики, нашел приемлемый вариант, и через пять дней Катя вернулась к учебе. Жаль, что урегулировать всю эту ситуацию не удалось заранее, и ребенку пришлось пропустить занятия, а родителям и учителям – изрядно понервничать. Надеюсь, что, несмотря на этот случай, между ними сохранятся уважительные отношения».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7569