Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Сбежал, нашелся, снова убежал

В Петербурге ежедневно объявляется в розыск около десятка детей, ушедших из дома или учреждения. За январь 2019 года в полицию поступило более 200 обращений. Около 80% пропавших детей удается найти в течение трех суток, на поиск остальных уходит больше времени - в основном, это подростки 14-18 лет, убегающие регулярно. На учете в полиции состоит почти 350 детей, которые объявлялись в розыск по 4-6 и даже 7 раз за год. Какие меры можно принять, чтобы количество побегов стало меньше, обсудили на встрече сотрудников уголовного розыска ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с Уполномоченными по правам ребенка двух регионов.


Открыв совещание, начальник Управления уголовного розыска Главка Игорь Парадеев отметил, что, несмотря на колоссальные усилия и ресурсы, которые полиция затрачивает на поиск «бегунков», статистика не становится лучше. Это подтвердила начальник розыскного отдела ГУ МВД Елена Меркулова. Она рассказала, что в течение 2018 года в полицию поступило около 3 000 сообщений о детях, пропавших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако подавляющее большинство «потеряшек» нашлись в первые дни в рамках проверки; после возбуждения уголовного дело были разысканы 717 несовершеннолетних. На 1 февраля в розыске находились 24 подростков: 17 - по городу, 7- в области.

Говоря об эффективности розыска, Елена Меркулова напомнила об опасности такого явления как эмоциональное выгорание среди сотрудников правоохранительных органов. Бывают случаи, когда к розыску ребенка, который постоянно убегает, полицейские относятся недостаточно ответственно: не ищут, а предпочитают подождать, пока он сам вернется. Но такой подход может привести к серьезных проблемам, ведь дети, склонные к самовольным уходам, составляют группу риска: из-за своих психофизиологических особенностей они, находясь без контроля, склонны совершать правонарушения и могут сами стать жертвами преступлений. «Понятно, что, когда не видишь результата своей работы, могут опускаться руки. Но равнодушное отношение и Ваши ошибки персонифицируются в общественном сознании как ошибки всей системы, что рождает соответствующий стереотип», - объяснила коллегам начальник розыскного отдела.


Взяв слово, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге рассказала, что ей приходится часто сотрудничать с полицией в ситуациях, касающихся так называемого «семейного розыска», когда один родитель обманом и силой забирает у другого детей и прячет их. «Таких заявлений к нам в последнее время стало поступать больше, - призналась Светлана Агапитова. - Если нет определения суда о месте жительства ребенка, полиция вправе отказать в возбуждении разыскного дела, ведь ребенок не пропал, а находится с законным представителем. Но, тем не менее, наша полиция иногда принимает такие заявления, ищет и связывается с родителем-похитителем, чтобы убедиться, что ребенок в безопасности», -отметила она.

«Что касается побегов «домашних детей», - продолжила Светлана Агапитова, - то полиция после установления их местонахождения, направляет сообщение в Комиссию по делам несовершеннолетних. На заседании ребенок обещает: «Я больше не буду», родителю выписывается штраф. Но эти меры не много кого останавливают. Через какое-то время ребенок снова убегает, а родитель сомневается, нужно ли сообщать об этом в полицию…».

Петербургский Уполномоченный согласилась, что в городе хоть и ведется активная профилактическая работа по предотвращению самовольных уходов воспитанников учреждений, её сложно назвать эффективной. «Каждый из этих детей имеет трагическую судьбу, многие из них потеряли родителей, были переданы под опеку, а потом второй раз стали сиротами. Есть среди них подростки с психиатрическими диагнозами, и те, кто употребляет алкоголь и наркотики. Они почувствовали вкус свободы, и против правил учреждения они «голосуют ногами». Бороться с этим сложно», - считает Уполномоченный.

В 2017 году полномочия по профилактике самовольных уходов из социальных учреждений были переданы приюту «Транзит». Директор приюта Марина Рябко рассказала, что в 2018 году воспитанниками было совершено 496 побегов. Основными становились:

Чтобы проанализировать причины самовольных уходов и помочь сократить их количество, «Транзит» создал комиссию из сотрудников самих социозащитных учреждений. Рабочая группа, изучив ситуацию в каком-то одном из детских домов, выезжает туда. По итогам таких визитов составляются рекомендации, проводятся семинары и мастер-классы для коллектива. Разница между Центрами, где много побегов и где их практически нет, сразу бросается в глаза.



Марина Рябко назвала три составляющих, от которых зависит, хочет ли ребенок оставаться в учреждении или нет. Первое- это организация пространства учреждения, второе - уровень профессионализма коллектива и третье - контингент воспитанников, ведь если в одном месте собрать детей, склонных к девиантному поведению, бороться с негативными социальными явлениями будет сложнее. Но что особенно важно - насколько внимательно относятся к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка. «Там, где этим занимаются и уровень профессионализма высок, все хорошо», - резюмировала директор приюта.

Озвучила она еще одну проблему, которую не раз поднимала и Светлана Агапитова, в том числе на заседании Рабочей группы по мониторингу отобраний. Речь об инструкции, которая регулирует механизм оказания помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении. Согласно этому документу, каждый ребенок, прежде чем попасть в социозащитное учреждение должен пройти медицинское обследование, а именно, помещен на социальное отделение больницы - ДГБ №5. Иногда дети находятся там слишком долго, и количество побегов оттуда тоже велико. На эту тему по инициативе Уполномоченного по правам ребенка вице-губернатор Анна Митянина согласилась провести межведомственное совещание.

В завершение встречи Уполномоченные предложили полиции свою посильную помощь в поиске детей и попросили розыскные отделы активнее направлять оперативную информация о пропавших подростках.

Также по теме «Пропал ребенок»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00