Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что сделано \

Суды встают на сторону «вип-безработных»

Если ребенок-сирота, получив профессиональное образование, не находит подходящую вакансию, он может зарегистрироваться на бирже труда как «впервые ищущий работу». Тогда в течение 6 месяцев ему будут подбирать место и выплачивать пособие, равное средней зарплате в регионе. Поскольку эта сумма в Петербурге немаленькая, такая категория сирот получила в профессиональной среде полуироничное обозначение «вип-безработные».

Долгое время эта социальная гарантия лишала смысла попытки подработать в свободное от учебы время до совершеннолетия: любая занятость, даже временная, не позволяла претендовать на статус «впервые ищущего». Из-за этого большинство ребят сознательно отказывались трудоустраиваться, опасаясь в будущем лишиться финансовой поддержки. За изменение двоякой ситуации Уполномоченный по правам ребенка боролась несколько лет, поднимая этот вопрос на региональном и федеральном уровне, внеся конкретные предложение по корректировке законодательства.

Наконец, в мае 2017 года в силу вступили поправки, согласно которым лица из числа детей-сирот признаются впервые ищущими работу, даже имея опыт временного трудоустройства. Однако некоторые отделения Центра занятости населения Петербурга продолжают упорствовать в своем нежелании назначать сиротам положенное пособие. Отстаивать свои права молодым людям приходится через суд. В этом им помогали и продолжают помогать специалисты аппарата детского омбудсмена.

В прошлом году сотрудники Светланы Агапитовой участвовали в десятке заседаний, где защищали интересы выпускников сиротских учреждений. Все ребята, обратившиеся к Уполномоченному за помощью, столкнулись с идентичной ситуацией: проживая в детском доме, они подрабатывали в свободное от учебы время. Когда же они достигли совершеннолетия и попытались встать на учет в Центре занятости, в пособии им было отказано – как раз потому, что у каждого уже был за плечами пусть небольшой, но все-таки стаж. Трое были задействованы на предприятии «Новое поколение», которое занималось трудовой адаптацией.

Так, например, Ренату* в 2010-м суд назначил 100 часов исправительных работ за правонарушение. Однако по истечение этого срока он «втянулся» и решил остаться – всего трудовая деятельность в «Новом поколении» продлилась чуть больше года. Это и стало камнем преткновения, когда Ренат решил зарегистрироваться в качестве безработного. Ему дали минимальное пособие, сославшись на имеющийся опыт. Молодой человек подал иск в суд, который встал на сторону сироты: работу оценили, как трудовую адаптацию, носившую временный характер. А значит, Ренат признается лицом, впервые ищущим работу, и ему полагается пособие за 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы.

Впрочем, исполнять это решение Центр занятости не спешил: после апелляции ответчика Городской суд пересмотрел обстоятельства дела и сократил период, за который Ренату должны выплатить деньги. Мотивировали это тем, что юноша сам нарушил порядок и вовремя не явился на перерегистрацию, вследствие чего был снят с учета.

Алексей* тоже «засветился» в «Новом поколении» и впоследствии не получил положенную меру поддержки. Решением районного суда справедливость была восстановлена. Однако в апелляционной жалобе ответчик указал, что Леша, якобы, что не предоставил полный комплект документов. Поскольку доказательств этому так и не нашлось, Городской суд оставил жалобу без удовлетворения.

Марина* в период обучения в медицинском колледже успела пару месяцев проработать в сети ресторанов быстрого питания, пока та не закрылась. Из-за этого в Центре занятости её отказались признать «впервые ищущей». Суды первой и второй инстанции сочли такие действия неправомерными. «Доводы ответчика сводятся к собственному толкованию норм материального права, являющемуся ошибочным», – гласит определение Горсуда.

Всего таких историй с небольшой разницей в ньюансах было десять. Самое любопытное, что все молодые люди обращались в одно и то же подразделение Центра занятости – в Невском районе. Практика прошлого года показала, что во всех случаях, когда заявителям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было отказано в выплате пособия, их исковые требования удовлетворялись в полном объеме районным судом. Однако ответчик упрямо подавал апелляции. В двух случаях Городской суд отменил решение районного, в остальных – оставил без изменений.

«Законом определено, что занятость в каникулы, участие в общественных работах и производственная практика больше не являются основанием для отказа в признании молодого человека впервые ищущим работу, – говорит Светлана Агапитова. – Эту позицию разделяют и суды. Поэтому неясно, зачем центр занятости так упорствует, тем более, что на судебные издержки тратятся государственные деньги. Конечно, у этой меры социальной поддержки сирот и сегодня есть много критиков, которые считают, что она поощряет иждивенческий подход к жизни. Но мое видение иное: это может стать хорошим стартом для ребят, которым и так пришлось не просто. При этом интересы трудящейся молодежи тоже не должны ущемляться, ведь наша цель – мотивация, а не попустительство».

* – Имена изменены.

Также по теме «Дети-сироты »

Эта тема в докладе Уполномоченного: Сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00