Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Врачебную тайну подростков могут приоткрыть для родителей

Министерство здравоохранения РФ рассмотрело предложение Уполномоченного по правам ребенка Петербурга по внесению поправок в нормы закона, дающие подросткам с 15 лет право отказаться от медицинского вмешательства и не сообщать о своем состоянии здоровья законным представителям. Повышать возраст добровольного согласия не будут, однако Госдума в целом поддерживает инициативу информировать родителей.

В ноябре Светлана Агапитова обратилась к Заместителю председателя Правительства РФ Татьяне Голиковой с просьбой урегулировать противоречия законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних граждан. Речь идет о предоставленном подросткам праве давать добровольное согласие на медицинское вмешательство с 15 лет. Сейчас подростки, достигшие этого возраста, могут сами принимать решение о необходимости лечения (для страдающих наркоманией – с 16 лет). При этом сведения об их состоянии являются врачебной тайной, и получить их родители могут только с разрешения самого подростка.

Эту проблему Уполномоченный поднимала неоднократно, недавно вопрос снова прозвучал на Съезде детских омбудсменов в Москве. Светлана Агапитова считает, что указанные нормы ФЗ №323 противоречат Конституции и Семейному Кодексу РФ, согласно которым до 18 лет гражданин является несовершеннолетним ребенком, а ответственность за его жизнь и здоровье несут родители.

«В результате девочкам старше 15 лет без согласия и информирования законных представителей проводится искусственное прерывание беременности, – отмечает Светлана Агапитова. – Этот процесс, к тому же, не контролируется органами государственной власти сферы здравоохранения: за последние пять лет, согласно ответу Росздравнадзора Петербурга, такой статистики просто нет. Значит, ущерб, нанесенный здоровью подростков, никем не фиксируется, меры по его предотвращению никем не предпринимаются. А сохранение врачебной тайны оставляет ребенка без юридической и психологической поддержки родителей».

К мнению Уполномоченного присоединяются и медики. Главный врач городского консультативно-диагностического Центра для детей «ЮВЕНТА» Марина Ипполитова подчеркивает: подросток, находящийся в состоянии стресса по причине болезни, не в состоянии рационально оценить ситуацию и объективно решить, стоит ли информировать о медицинском вмешательстве своих законных представителей. Зачастую о том, что подросток обращался к врачам, его родители узнают из органов внутренних дел (медики обязаны сообщать в полицию о малолетних пациентах, если есть основания полагать, что в отношении них было совершено насилие). «Конечно, родители пребывают от новостей в шоке, – говорит Марина Ипполитова. – Кроме чувства вины они осознают, что могли помочь ребенку, но закон им этого не позволил».

В ответе Минздрава РФ на обращение Уполномоченного отмечается, что изменения федеральных норм в части информирования родителей вне зависимости от согласия не достигших совершеннолетия детей уже рассматривается Государственной думой. Такой законопроект был внесен Самарской губернской Думой и уже получил поддержку Правительства.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7480