Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Есть такая профессия - школьников защищать?


Петербургской гимназии № 622 есть, чем гордиться: просторное здание, два бассейна, три спортивных зала, ученики - победители международных и всероссийских олимпиад, чемпионатов и конкурсов. Но прославилась школа совсем другим. В начале месяца вся страна заговорила о том, что в гимназии душат ростки либерализма: ученик решил защищать права школьников, а его за это хотят исключить. Детский Уполномоченный отправилась в учреждение, чтобы поговорить с участниками конфликта и разобраться, что же там происходит. Леонида, виновника громкой истории, в школе не оказалось, но Светлана Агапитова пообщалась с учениками, права которых собрался защищать активист.

Все началось с того, что к директору гимназии подошли трое старшеклассников и сообщили, что хотят создать общественную организацию - что-то вроде политической партии или профсоюза. Ребята попросили выделить им после уроков концертный зал, где они смогут провести оргсобрание. Директор объяснила, что в школе никаких партий быть не может, а зал занят - там запланирован педсовет.

Школьников отказ не остановил, и они провели встречу на спортивной площадке. Узнав об этом, директор пригласила Леонида, как старшего и активного, к себе в кабинет. Она сказала, что проведение публичного мероприятия на территории школы без согласования с руководством - нарушение закона, и предупредила о последствиях несанкционированных собраний и митингов. «Когда двадцать школьников собираются после уроков поговорить о своих проблемах, разве это незаконно? Мы никому не мешали, как только на площадку пришли первоклассники - мирно разошлись. Мы просто хотим бороться за свои права, для этого нам и нужен профсоюз», - оправдывался Леонид.

Чем конкретно будет заниматься организация, педагоги так и не поняли. «Когда Лёня сказал, что он будет бороться, я спросила: «С чем именно? Ведь это моя задача - создавать условия для комфортной учебы. Скажите, что не нравится, и мы вместе подумаем, как это исправить. Зачем противостояние, если можно мирно договориться?» Но он выбрал другой путь», - рассказала Уполномоченному директор гимназии Наталья Алексахина.

За что и с чем гимназисты собираются бороться, сотрудники школы узнали уже из СМИ. И очень огорчились, потому что посчитали озвученные жалобы необоснованными: спаренных уроков (за исключением физкультуры в бассейне) в школе не бывает, требования к форме ограничены деловым стилем и темным цветом, а по три контрольных в день никогда не проводят.

К мнению учеников, как уверили Уполномоченного в администрации, в гимназии относятся очень внимательно и предоставляют множество возможностей для самовыражения. В школе работает 25 кружков и секций, есть даже собственное телевидение. Здесь существует Совет старост, в который каждый класс выдвигает своих представителей. Периодически в школе проходят дни самоуправления, когда обязанности учителей и даже директора выполняют старшеклассники. Более того, на базе гимназии совместно с Северо-Западным институтом управления РАНХиГС при Президенте РФ создана Школа юных стратегов, цель которой - развивать в подростках лидерские качества, растить из них самостоятельных и конкурентоспособных молодых людей, умеющих широко мыслить, определять приоритеты и цели своей жизни. Казалось бы, как в такой демократичной школе могут запрещать детям выражать своё мнение? Это Уполномоченный выяснила у старшеклассников. Несмотря на то, что беседа проходила в присутствии директора и педагогов, школьники откровенно рассказали о том, что их не устраивает.

По российскому законодательству, каждый школьник имеет право на создание органов ученического самоуправления и участие в их работе. Более того, закреплено это и в правилах гимназии № 622. Функция самоуправления выполняет здесь Совет старост, правда, по мнению Леонида, орган этот малоэффективный, и не столько отстаивает права школьников, сколько проводит концерты и праздники. С этим согласились и ребята, с которыми встретилась Светлана Агапитова.


«Обрадовались ли вы, что ваша школа стала знаменитой на всю страну?» - начала разговор Уполномоченный.

«Да! - ответили большинство ребят. - Не было бы счастья, да несчастье помогло».

После истории с Леонидом ребята решили вместо Совета старост создать Совет гимназистов, полномочия которого будут гораздо шире, чем организация культ-массовых мероприятий. Инициативная группа уже замахнулась на смену Устава школы, но обещала делать всё совместно с администрацией школы. Новый орган самоуправления займется выполнением программы-минимум, выдвинутой Леонидом. Он будет решать реальные проблемы учеников, чего раньше не делал Совет старост.

«Любой учащийся школы сможет прийти и рассказать, что его беспокоит и что он хочет улучшить в нашей школе. Мы хотим внести изменения в нормативные документы и пропишем там права и обязанности не только учеников, но и учителей. Чтобы мы знали, на что имеет права учитель, а на что - нет», - сказали ребята. Один из школьников рассказал, что ему поставили «2» за урок, на котором его даже не было. Светлана Агапитова заметила, что это либо недоразумение, либо нарушение, и попросила директора школы разобраться. Оценку подростку в тот же день исправили.

«Когда появились статьи про Леонида, я, честно говоря, очень обрадовалась, - призналась Светлана Агапитова, - потому что ребенок должен высказывать свое мнение, даже если взрослые считают его не совсем правильными. То, что среди вас нашелся тот, кто решился его высказать, это хорошо. Я приехала, чтобы выяснить, согласны ли вы с тем, что озвучил Леонид, или это только его мнение? Есть такие вопросы, которые вас беспокоят, но вы боитесь об этом сказать из-за страха наказания? - спросила Уполномоченный, и, вспомнив недавнюю историю добавила: - Были ли случаи, когда девочку с синими волосами выгоняли из школы?»


«Такие случаи были, - честно ответили школьники. - Как-то раз один парень пришел с дредами, а второй - с покрашенными в яркий цвет волосами. С ними поговорили, и на следующий день они оба пришли вообще без волос».

«Я как-то покрасил свои темные волосы в светлый, решил стать блондином. Это был не синий и не зеленый, а натуральный цвет. Но меня все равно не пустили на экскурсии и даже вырезали с общей школьной фотографии», - признался один из гимназистов.

Увидев среди присутствующих девушку с необычной прической, Уполномоченный спросила: «А тебя выгоняли с уроков за твой яркий хвостик?». Гимназистка призналась, что один раз ей сделали замечание, но больше никаких мер воздействия не применяли.

Строгих требований к форме в 622-й гимназии нет - они ограничены лишь деловым стилем одежды и темными цветами, но за цветом волос в школе следят. Ребята таким подходом крайне недовольны и считают, это покушение на их свободу самовыражения и хотят этот запрет отменить.

Как должны выглядеть учащиеся, каждая школа устанавливает сама, но в обсуждении этих вопросов вправе участвовать и ученики, и их родители. Если мамы и папы подписали договор, в котором согласились соблюдать требования школы, значит, им нужно следовать.

«Несоблюдение требований к внешнему виду карается замечаниями, записями в электронном дневнике, вызовом родителей, но не более. Выгнать школьника с уроков ни учитель, ни директор не могут. Это нарушение законодательства», - сказала ребятам Светлана Агапитова.

В завершение встречи Уполномоченный пожелала ребятам успехов в их общественных делах и предложила обращаться за помощью, если у них возникнут какие-то сложности или вопросы.

Через несколько дней после встречи Уполномоченный связалась с Леонидом и спросила, не чувствует ли он давления со стороны учителей после его обвинительных выступлений. Юноша сказал, что в школе всё по-старому. Отчислением ему никто не грозит, да и сам он никуда уходить не собирается. За исключением озвученных моментов, его в гимназии всё устраивает. Правда, юноша сетует, что администрация его начинание по-прежнему не поддерживает. Зато в его организацию вступает все больше старшеклассников. Будет ли профсоюз Леонида сотрудничать с новым Советом гимназистов - покажет время. Хотелось бы, чтобы ребята сообща решали все проблемы, а не боролись за свои права.

Светлана Агапитова: «Гимназия № 622 нацелена на воспитание лидеров, которые не боятся открыто выражать свое мнение. Пример Леонида вполне убедительно доказал, что педагоги с поставленной задачей успешно справляются.

На мой взгляд, никакого непримиримого конфликта в школе нет. Дети просто не знали, что можно прийти и попросить создать новый орган самоуправления, а педагоги не знали, что школьникам это нужно.

Цели, обозначенные Леонидом как план «минимум», такие как борьба с несправедливыми оценками и возможность самовыражения, я поддерживаю. Главное, чтобы решение этих задач проходило в правовых рамках, а не было протестом ради протеста. Ведь разрушить то, что есть и работает, - дело нехитрое, а вот построить новую систему, которой все будут довольны - намного сложнее.

Я собираюсь предложить своим помощникам из Детского совета обсудить тему профсоюзов в школе и выяснить, нужна ли ученикам такая организация и в какой форме она должна существовать. Мы обязательно пригласим на эту встречу Леонида. Более того, я позвала Леонида и его друзей войти в состав Детского совета, и на городском уровне обсуждать и решать важные для школьников вопросы».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7457