Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Петербургский центр детской травматологии ждет переломный момент











К Уполномоченному по правам ребенка обратилась группа родителей, обеспокоенных судьбой уникального медицинского учреждения с 60-летним опытом реабилитации ребят, страдающих от врожденных патологий и последствий тяжелых травм. Речь идет о восстановительном центре детской ортопедии и травматологии «Огонек», где из-за законодательных преобразований со следующего года должны резко сократиться сроки лечения. Чтобы разобраться в ситуации, детский омбудсмен предложила провести в стенах центра совещание с участием заявителей, врачей, чиновников от здравоохранения и депутатов.

Перед заседанием и обсуждением вопросов и проблем, главный врач ВЦДОиТ Александр Фалинский провёл экскурсию по основному лечебно-учебному корпусу и отделениям учреждения. Сам по себе центр небольшой: пять отделений, 236 коек, из них 10 – платные.

Свободные есть? – поинтересовалась Светлана Агапитова.

Свободных почти никогда не бывает, – констатировал Александр Фалинский. И, вздохнув, добавил: – Недостатка пациентов мы не испытываем, уж не знаю, хорошо это или плохо…

Действительно, центр пользуется огромным спросом не только у жителей Петербурга. Немудрено, ведь здесь используют запатентованные методики лечения сколиоза и других серьезных патологий, эффективность которых признана международным медицинским сообществом. Но главное – родители больных ребят видят результаты. Конечно, при условии постоянной реабилитации…

«Мой сын родился с врожденной деформацией ног, – рассказывает многодетная мама Людмила. – В три года перенес операцию, сейчас ему 11. Год назад состояние ухудшилось: начали мучать боли. Зимой мы прошли максимальный курс в «Огоньке». Боли отступили вместе с угрозой повторной операции! Сейчас сын не ограничен в движении, может жить полноценной жизнью, учиться. И это именно благодаря комплексному и длительному лечению».

Однако родители боятся, что создаваемая годами система лечения будет разрушена. Суть проблемы состоит в следующем: сейчас статус «Огонька» законодательно не вполне соответствует его функционалу. Если совсем просто, то он фактически работает как санаторий, при этом в учредительных документах значится как «медицинский центр». Чтобы расхождений не было, с января 2019 года «Огонек» собираются официально перевести в разряд санаториев. Однако, увы, изменения грядут не только на бумаге. Деятельность санаторно-курортных организаций регулируется отдельным приказом Минздрава №279н. В нем, в частности, четко прописаны сроки нахождения в медицинском учреждении – от 14 до 21 дня.

«Такое реформирование неминуемо скажется на здоровье детей! – говорит Оксана Падалко, одна из мам, обратившихся к детскому омбудсмену. – Ведь при сколиозе реабилитация требуется постоянно, а на восстановление ребенка после компрессионного перелома нужно минимум два года! Десятилетиями на прохождение курса необходимо было 42 дня. И вдруг выясняется, что достаточно 21! Выходит, более чем полувековая практика и наработанные методики были напрасной тратой времени?! Неужели формальное количество детей, побывавших в санатории, важнее качественного лечения?»

Главный специалист отдела по организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Наталья Усачева пояснила: преобразования неизбежны. Если центр и дальше останется центром, то, в соответствие с нынешним кодом хозяйственной деятельности, он должен будет перейти на финансирование по системе ОМС. А это значит, что суммы существенно уменьшатся: не получится использовать передовые методики, придется отказаться от школы. Да и рамки будут жесткие – 28 дней без возможности продления.

«Мы пытаемся привести нормативы в соответствие, как того требует контрольно-счетная палата, – отмечает Нина Макеева, заведующая городским организационно-методическим центром по работе детских санаториев. – Нам это никак не обойти. При этом мы крайне заинтересованы в том, чтобы сохранить финансирование «Огонька».

Что касается сроков реабилитации, по словам Александра Фалинского, в среднем в продлении курса до 42 дней нуждаются 20% его подопечных. А меньше 21 дня в любом случае не назначают. Медик был осторожен в прогнозах, но в целом он считает, что основная масса пациентов в новые рамки уложится.

Как бы там ни было, чиновники и врачи уверяют: никто не станет ограничивать ребенка в необходимом лечении, если к тому есть показания. Если назначенного первоначально курса не хватит, его можно продлить. Таким правом обладает врачебная комиссия, которая заседает в «Огоньке» каждую неделю. Нина Макеева подчеркнула, что новый порядок вступил в силу не вчера: по такой схеме учреждение работает весь 2018-й год. И в будущем, 2019-м, ничего принципиально не изменится. Сроки будут определяться в индивидуальном порядке, как это и происходит сейчас.

Уполномоченный по правам ребенка обратила внимание коллег на то, что, согласно приказу 279н, правом продления сроков реабилитации комиссия наделяется только в одном случае – если ребенок по объективным причинам опоздал к началу курса.

Первая же проверка прокуратуры выявит нарушения, и как тогда быть? – заметила Светлана Агапитова.

На этот счет комитет уже получил разъяснения от Минздрава. Согласно ответу федерального ведомства, санаториям даны рекомендации решать вопрос сроков в индивидуальном порядке в соответствии с медицинскими показаниями. При этом отмечается, что приказ не накладывает ограничений по количеству повторно проводимых курсов – хоть три за год. Но рекомендации – не приказ. Их, как говорится, к делу не пришьешь…

Чтобы оценить реальный масштаб проблемы с точки зрения медицины, на совещание по приглашению Уполномоченного пришла и главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации Северо-Запада Галина Икоева. Она не разделила обеспокоенности родителей: по мнению эксперта, главная сложность – в отсутствии единых федеральных стандартов, в частности, в лечении сколиоза. Если бы такие требования утвердили, вопрос со сроками решился бы автоматически. Александр Фалинский парировал, что такие предложения в Минздрав уже направлялись не раз, но реакции пока так и не поступило.

По итогам встречи стало ясно одно: раз отменить реорганизацию «Огонька» нельзя, остается лишь искать пути для того, чтобы не допустить нарушения прав маленьких пациентов. Уполномоченный по правам ребенка обещала озвучить проблему на ближайшем съезде детских омбудсменов в Москве.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7443