Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Квартира «догнала» сироту спустя два года после совершеннолетия

Сегодня во всем мире вспоминают о нуждах детей, оставшихся без родительской любви и заботы – на второй понедельник ноября приходится Всемирный день сирот, учрежденный для того, чтобы привлечь внимание общественности к их проблемам.

Уполномоченный по правам ребенка в своей деятельности уделяет решению этих проблем особое внимание. Одна из наиболее насущных трудностей, с которой приходится сталкиваться, – отказ в предоставлении этим ребятам положенного по закону жилья. Такие «дела» порой тянутся годами, однако успех все-таки возможен. Так, 20-летняя Таня* недавно выиграла в судебном процессе, который длился более двух лет. Все это время ей помогали специалисты аппарата детского омбудсмена.

Танину маму лишили родительских прав, когда ей было восемь. С тех пор она жила в детской деревне SOS, которая стала ей и семьей, и домом. В 14 лет девочку включили в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но потом из него неожиданно вычеркнули. Администрация района пояснила это так: Таня зарегистрирована в отдельной квартире площадью под сто метров, а это сильно превышает положенную учетную норму площади. Правда, чиновники оставили без внимания тот факт, что в квартире, кроме самой Тани, прописаны еще несколько человек – в том числе, лишенная родительских прав мама. Это не беда, посчитали в администрации: ведь она сейчас отбывает наказание за тяжкое преступление, а значит, жилую площадь временно освободила…

В прокуратуре, куда пожаловались сотрудники детской деревни, посоветовали идти в суд. Тогда законные представители Тани обратились за помощью к Уполномоченному. В попытке добиться справедливости Светлана Агапитова направляла ходатайства всем инстанциям, от самой администрации района до губернатора. Однако с места ничего не двигалось. Тем временем Тане исполнилось 18 лет, и она, с помощью юристов аппарата Уполномоченного, сама обратилась с иском в суд.

Казалось бы, все должно быть однозначно: у государства есть обязательства перед сиротой, которые необходимо выполнить. Основное – предоставление крыши над головой. Но в ситуации, когда ребенок зарегистрирован в квартире, где живут его лишенные прав родители, закон предлагает разменять общее жилье и выделить отдельные метры ребенку. Вариантов для обмена таких помещений чаще всего просто нет, но доказать этот факт может лишь решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Чтобы принять такое решение, суд должен оценить варианты размена, которых...как-раз и нет.

Последние пять лет Уполномоченный по правам ребенка не раз говорила о необходимости исключения абсурдной нормы из законодательства, поднимала этот вопрос в своих Ежегодных докладах, на совещаниях в Петербурге и Москве.

В случае Тани, можно сказать, повезло – после многочисленных заседаний, в которых представители Уполномоченного принимали непосредственное участие, этой осенью суд встал на сторону сироты. Решение обжаловано не было, а значит, уже в следующем году девушка сможет, наконец, получить свое долгожданное жилье.

Но, увы, в такой же ситуации остаются десятки петербургских сирот. Поэтому Уполномоченный обратилась в Комитет по законодательству Законодательного Собрания Северной столицы с инициативой,

предложив расширить перечень обстоятельств, при которых проживание сирот в помещениях, где они зарегистрированы, признается невозможным. Светлана Агапитова считает, что в список необходимо включить проживание там лишенных прав родителей.

* – имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7398