Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что сделано \

Петербург «не хотел» отдавать ребенка

Во многих западных странах устройство сирот построено так, что для ребенка подбирают семью. Российская база данных о детях, оставшихся без попечения, чем-то напоминает интернет-магазин: кандидаты в усыновители выбирают ребенка по фото и описанию, потом приходят посмотреть «вживую», а потом еще несколько дней думают, «брать или не брать», а если что-то идет не так, жалуются на «плохое обслуживание». При таком подходе не удивительно, что с каждым годом отказов от детей становится больше.

Жительница Московской области Екатерина* рассказала петербургскому Уполномоченному о своем негативном опыте при выборе ребенка из базы данных: «Нам с мужем понравился ребенок из вашего региона. Я позвонила региональному оператору на предмет информации о ребенке. Мне вежливо всё рассказали, я уточнила, свободен ли ребенок на данный момент. Мне подтвердили, что ребенок свободен».

Звонила Екатерина в конце рабочего дня, в районе 17 часов. Поскольку ребенок (ни пол, ни имени которого женщина ни разу не указала), мог быть передан другим людям, супруги решили срочно ехать в Петербург, чтобы с утра взять направление и увидеть «понравившегося ребенка». «Муж отпросился с работы, мы пристроили своих деток и поехали в ночь, чтобы быть первыми к началу приема, - продолжила Екатерина свой рассказ. - Проехали 800 км, не спали всю ночь. Мы приехали в 9-50, были первыми, и тут - сюрприз. Нам сказали, что на данного ребенка уже выдано направление. У нас шок! Как так? Когда? Нам говорят: «Вчера орган опеки выдал направление другим кандидатам». Я уточняю: «Тогда как так вы врете нам по телефону и говорите, что ребенок свободен?». Конечно, начинает выкручиваться и сначала говорит, что опека не отзвонилась, затем говорит, что система, наверное, глючит и все в таком духе. Бардак!!!! Гоняете людей! Вы попробуйте проехать 1600 км за день, не спавши! Потрачены деньги, время, нервы, чтобы услышать снова вранье!» - негодовала Екатерина. Она попросила Уполномоченного разобраться и наказать сотрудников за предоставление недостоверной информации по телефону. «Мы намерены также обратиться в прокуратуру по данному факту вранья!», - пригрозила гостья Северной столицы.

Обстоятельства и причины произошедшего Светлана Агапитова выяснила в Комитете по социальной политике, который является региональным оператором федерального банка данных детей-сирот.

В ведомстве разъяснили, что государственная база анкет имеет три уровня: муниципальный (органы опеки и попечительства), региональный (Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга), федеральный (Министерство образования и науки РФ).

Региональная база формируется из анкет, представляемых специалистами органов опеки и попечительства, которых в Петербурге 111. Персональные данные поступают в Комитет по защищенному каналу электронного документооборота или на бумажном носителе. Полученная информация анализируется, обрабатывается, вносится в региональный банк данных и направляется в Москву также через интернет по защищенному каналу связи. Для обмена данными на всех трех уровнях производится ежедневная синхронизация данных, обновление и актуализация всех анкетных сведений.

В Комитете рассказали, что ребенка, за которым обращалась Екатерина, зовут Алёна*. Малышке едва исполнилось 10 месяцев, и она пользовалась интересом среди кандидатов. Во время звонка Екатерины в региональном банке не было сведений о выдаче кому-либо направления для посещения малышки. О том, что знакомиться с Алёной отправились другие кандидаты, стало известно лишь утром следующего дня, когда база обновилась. Информация была дана неверная, но намеренно женщину никто в заблуждение не вводил. Екатерине было отказано, так как, если направление на посещение ребенка выдано одному гражданину, другим кандидатам сообщать информацию о нём незаконно.

Светлана Агапитова: «Несмотря на преграды, эта история закончилась для Екатерины и её мужа хорошо. Опередившие их кандидаты решили не брать Алёну в свою семью. Как только информация об этом поступила в Комитет, Екатерина с мужем получили направление на посещение девочки. В день знакомства Екатерина приняла решение взять малышку себе. Очень надеюсь, что больше у семьи никаких сложностей не возникнет, и они никогда не вспомнят о неприятностях, с которыми им пришлось столкнуться.

О несовершенствах Банка данных детей-сирот я говорю давно. Во-первых, сам подход обескураживает. Такие выражения как «выбрать» и «посмотреть понравившегося ребенка» режут ухо. Во-вторых, саму работу электронной базы налаженной назвать трудно. В настоящее время лишь 31 орган опеки и попечительства из 111 подключен к муниципальному уровню единой системы, которая позволяет передавать данные в электронном виде. Все остальные обмениваются данными на бумажных носителях. Это сильно затягивает процесс устройства ребенка в семью, то есть малыш обретает маму позже, чем мог бы. А это всегда грустно».

Также по теме «Дети-сироты »

Эта тема в докладе Уполномоченного: Защита права ребенка на семью



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00