Разноаспектная инклюзия и иные ограниченные возможности
Знакомства с образовательными учреждениями, развивающими различные формы работы с детьми, имеющими особенности здоровья, продолжились в Приморском районе. Уполномоченный по правам ребенка посетила детский сад № 51, а также 13-ю и 579-ю школы. Все эти учреждения интересны тем, что их формирование происходило с ориентиром на потребности маленьких жителей района, а не как результат формального следования нормативной базе, которая пока, к сожалению, отстает от жизни…
Иные из «особых»



Очень разнообразные категории детей собрал под своей крышей 51-й детский сад Приморского района. Его посещают малыши, страдающие сахарным диабетом, целиакией, различными видами аллергических реакций, а также тяжелыми нарушениями речи. Здоровых в медицинском отношении детей тут нет. Однако, под определение «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) тоже попадают не все. Оставшееся многообразие заболеваний вместила в себя категория «иные ограниченные возможности здоровья».


Естественно, что и персонал садика подобран универсальный. К примеру, в группах у детей-диабетиков воспитатель имеет и медицинское образование. Ведь перед каждым приемом пищи нужно «померить сахар», при необходимости скомпенсировать то или иное состояние, или помочь ребенку справиться с инсулиновой помпой.
Кухня же вообще представляет собой какую-то алхимическую лабораторию. Золото здесь, конечно, не выращивают, но чтобы учесть все особенности питания малышей, нужна жесткая организация, специальные знания и поистине научная смекалка. К примеру, супов варят не менее 5 видов. Одним аллергикам нельзя говядину, другим курицу, третьим – определенные фрукты. А малышам, страдающим целиакией противопоказана пшеница в любом виде – даже посуда для приготовления должна быть отдельной. Вот и накорми с такими ограничениями 300 детей четыре раза в день…
Опыт 51-го сада показывает, что такой специализированный подход диктует сама жизнь. Когда открывали группу для аллергиков, думали, что это временно и в порядке эксперимента. А на следующий год их уже стало две. И запись в этот садик ведется заранее – желающих много, а учреждений подобного профиля – единицы.
Кстати, здесь работает логопункт, который консультирует по вопросам проблем с речью. Как отмечают специалисты, очень часто родители ошибочно полагают, что им нужен логопедический сад, а на самом деле это просто особенности развития.
С заслуженной гордостью заведующая Светлана Краевая рассказывает, что к ней в учреждение приезжали учиться из Москвы. Переход к инклюзии там восприняли слишком рьяно и поспешно, но в итоге потеряли специализацию. А надежды на то, что в обычном детском саду обеспечат таким малышам все необходимое, оказались безосновательными.
Светлана Агапитова побывала в группах, посмотрела, как организован день, пообщалась с детьми и воспитателями, заглянула на кухню.
«Удивительно, когда малыши так подкованы в медицине, - говорит Светлана Агапитова. – Они меня очень быстро просветили о диабете, о том, что им нужно делать и как следить за показателями. Жаль, конечно, что в таком возрасте им пришлось осваивать эти недетские знания. Но они – большие молодцы, что так стоически и даже с юмором справляются со своим недугом».
Образовательный Вавилон

Удивительный конгломерат представляет собой школа № 579. Раньше это образовательное учреждение специализировалось на современных методах развития деловой активности школьников. В 2009-м году даже был открыт соответствующий ресурсный класс. Однако, впоследствии это направление «не вписалось» в существующие нормативные документы, и его пришлось перевести в сектор дополнительного образования. Зато потом присоединили «вечерку». А в нынешнем году добавились две новые площадки: бывшую, школу индивидуального обучения, а также 688-ю школу, реализующую адаптивные программы. Со следующего года в структуре планируется открыть детский сад. Сейчас учреждение насчитывает под своей крышей более 1000 учеников.
Фактически весь этот «калейдоскоп» уже сложился, и все подразделения работают. Однако, теперь специалисты думают как гармоничнее прописать всю эту сложную организационную структуру в рамках существующих норм и регламентов.
Не избежала столь разноплановая школа и конфликта на почве вольного понимания инклюзии. Одна из мам, утаив полную информацию о состоянии здоровья своего сына, привела его в обычный класс. Педагоги быстро поняли, что мальчик не только «не тянет» программу, но и уровень его знаний не соответствует возрасту. Однако, мама наотрез отказалась переводить его на адаптированные программы. Пока длится конфликт, ребенок продолжает ходить в обычный класс, а его успеваемость вызывает тревогу только у педагогов.
«К сожалению, в условиях законодательной неопределенности подобных споров будет много, - констатирует Светлана Агапитова. – Сомнения родителей тоже понятны, ведь зачастую они вдохновляются примерами великих людей, многие из которых имели различные отклонения. Но все же, нужно принимать во внимание мнение специалистов и ориентироваться на результаты ребенка. Если нет прогресса, то – это повод задуматься и подобрать другую программу. Иначе, можно упустить время, и наверстать этот провал будет трудно».
Счастливое число 13




Школу с мистическим номером 13 по праву называют моделью разноаспектной инклюзии. И это не только потому, что здесь учатся дети с речевыми проблемами, задержкой психического развития, умственной отсталостью разной степени, сложными дефектами, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. С этого года заработал и ресурсный класс для маленьких аутистов. Переродившееся не так давно из школы-интерната учреждение сохранило и подразделение «детский дом». Можно сказать, что наряду с традиционной инклюзией в смысле особенностей здоровья, здесь практикуется и ее социальный аспект: «домашние» дети и малыши, лишенные этого счастья, сидят за одной партой.
Светлана Агапитова хорошо знакома с 13-й школой и регулярно бывает здесь. С воспитанниками подразделения «детский дом» каждое лето встречается в оздоровительных лагерях. А судьбы некоторых из них неразрывно связаны с деятельностью Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге уже многие годы.
Тем не менее, детский Уполномоченный прошла по знакомым классам и кабинетам, осмотрела столовую, ну и конечно заглянула в «детский дом». Ведь сейчас все сиротские учреждения постепенно перестраивают свою работу по «семейному» принципу. В этом направлении перемены весьма ощутимы. Созданы разновозрастные группы, а жилые помещения переоборудованы по подобию квартир: спальни, гостиная, кухня-столовая. Существует и тренировочная площадка, где, готовящиеся к выпуску ребята получают элементарные бытовые навыки: готовить, стирать, убираться, планировать бюджет, вести домашнее хозяйство.
Уроки в школе уже закончились, а вот дополнительные занятия шли полным ходом. Светлана Агапитова не смогла пройти мимо музыкального зала и даже потанцевала с малышами, которые очень обрадовались гостье.
«Мне очень нравится атмосфера в этой школе, она какая-то домашняя,- делится впечатлениями Светлана Агапитова. – Видимо, тепло и уют жилого блока каким-то чудесным образом распространились на все этажи, комнаты и главное – на детей».


















Эта история целиком
- 04.10.2018 От инклюзии к коллизиям
- 11.10.2018 Инклюзивные, коррекционные и даже ресурсные
- 22.10.2018 Разноаспектная инклюзия и иные ограниченные возможности
Также по теме «Образование»
- Детский омбудсмен поздравила петербургских учеников с Днем знаний 01.09.2020
- О частных школах 13.04.2020
- Конфликтный перевод 18.02.2020
- Травля родителей или забота о здоровье детей? 12.02.2020
- «Группа родителей суворовцев» жалуется на то, что «тяжело в учении...» 21.01.2020
- Садики строятся, но дефицит мест остается 13.01.2020
- Тетрадки для СИЗО 07.11.2019
Эта тема в докладе Уполномоченного: Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования