Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Как избежать «Счастливого детства»?

Несмотря на то, что уже как месяц завершились летние каникулы, обсуждение итогов детского отдыха не прекращается. Этим вопросом заинтересовался даже Федеральный инспектор по Санкт-Петербургу. Оно и неудивительно – средства на это выделяются вполне достаточные, а качество отдыха, что называется «оставляет желать»... Конечно, в этом году проблем подкинула система закупок путевок, регламентированная федеральным законодательством. Однако, как отмечают специалисты надзорных ведомств, никто не отменял ответственность заказчиков, которые недостаточно требовательно подходят к исполнению условий госконтрактов…

В связи с этим, и мы решили дополнить «коллекцию впечатлений» о лагерях Краснодарского края, собранную этим летом Уполномоченным по правам ребенка. Тем более, что результаты проверок по ним пришли уже сентябре…

НЕдобро пожаловать в «Глобус»!

Весьма неприятные впечатления оставил о себе лагерь «Глобус» под Новороссийском в поселке Южная Озерейка. Началось все с того, что в первую смену группу из девяти воспитанников школы-интерната № 67 привезли в анапский «Янтарь», где детям, в общем-то, понравилось. Только они успели адаптироваться, как их погрузили в автобус и переселили в изначально заявленный «Глобус». Уже было с чем сравнивать, и дети запросились обратно в «Янтарь». Тем более, что на новом месте они оказались одни, и лишь спустя некоторое время приехали другие ребята.

Об этих странных «перебросках» воспитанники пушкинского интерната написали детскому Уполномоченному, и Светлана Агапитова, объезжая лагеря Краснодарского края решила их навестить. Ребята заметили ее еще у поста охраны и прибежали поздороваться, пока у КПП решались организационные вопросы. А решались они не очень хорошо, можно сказать: вообще не решались. Сначала заместитель директора по воспитательной работе изучила служебное удостоверение детского Уполномоченного и… растерялась.


Потом, увидела реакцию детей и, приободрившись, заявила, что это лучше любых документов, и даже собралась провести экскурсию по лагерю. Но руководству по телефону все-таки доложила. Оно – начальство, в лице некоего Дениса Юрьевича, задумалось. Некоторое время помыслив, он распорядился не пускать Уполномоченного по правам ребенка…

Светлана Агапитова в телефонном разговоре разъяснила негостеприимному руководителю административные последствия препятствования деятельности Уполномоченного, однако он продолжал настаивать. Ну нет, так нет – никто не собирался штурмовать этот «Глобус». Но тут сразу возникает логичное подозрение: раз «непущают», значит, есть что скрывать, и это основание для инициации всесторонней проверки надзорными органами.

Заместитель директора так разволновалась от происходящего, что даже потребовала удалить фотографию корпуса, где живут питерские дети. Свою позицию она обосновала тем, что «это частная территория». Аргумент интересный, но в той же степени – нелепый. Не стоит забывать, что отдыхают здесь дети, находящиеся под государственной опекой, и их пребывание на этой «частной территории» оплатил бюджет Санкт-Петербурга. А значит интересоваться условиями в лагере – это не только право, но и обязанность государственного правозащитника. Почему вдруг, руководство «Глобуса» решило, что они занимаются не организацией детского отдыха, а охраной секретной военной базы – понять трудно…


Пока администрация «Глобуса» активно препятствовала деятельности Уполномоченного по правам ребенка, вокруг собрались воспитанники пушкинского интерната и с интересом наблюдали за этим противостоянием. Дабы не тратить время на бессмысленные объяснения Светлана Агапитова предложила ребятам побеседовать у КПП.

Взбодренные этим незапланированным досуговым мероприятием дети принялись наперебой высказывать версии происходящего, опираясь на местные слухи: «Здесь все так, потому что им все равно. Лагерь продали депутату. Его бы уже забрали, если бы нас тут не было…»

Что касается бытовых претензий, то их набралось не так уж много: далеко до моря, каменистый вход в воду, недожаренная курица и скука. В большей степени ребятам подпортил отдых этот эпизод с заменой лагеря и последующим переездом обратно: «Ничего не объяснили, не спросили, не извинились – живите, куда привезли. А потом также без разговоров погрузили и увезли обратно… как животных…»

Буквально через 2 дня после этого разговора ребят опять переселили в «Янтарь». И это за 4 дня до вылета домой. Официальной причиной был заявлен «разрыв трубы». Видимо, это какая-то очень важная труба, раз ее повреждение требует не ремонта, а срочной эвакуации. Но, как мы уже поняли, это – вообще очень секретный лагерь, соответственно и трубы тут могут быть ого-го какие…

«Впервые сталкиваюсь с такими странными «маневрами», - говорит Светлана Агапитова. – Конечно, ситуации могут возникать разные, но дети же не мешки с картошкой – погрузил и увез на другой склад. Надо поговорить, все объяснить и тогда переезд станет уже не проблемой, а приключением.

Но, вообще, стоит разобраться – для чего понадобились эти миграции и что такого скрывают на территории «Глобуса»? Я попросила содействия в этом вопросе у своей Краснодарской коллеги Татьяны Ковалевой. Не хотелось, чтобы подобные ситуации повторялись».

«Печальная старость»

Анапский лагерь «Счастливое детство» выделяется из всех черноморских баз своей стабильностью. Из года в год там все стабильно плохо. Недаром же местные специалисты индустрии детского отдыха между собой перекрестили его в «Печальную старость». Им не откажешь в остроумии – здесь все очень ветхое, и постоянно жалуются на скуку.



Жилой корпус, обшитый металлическими гофрированными листами, в жару раскаляется как духовка. Санузлы подтекают не только в местах соединений труб, но и очаровательной лужицей могут просочиться в палату, добавляя к духоте сырость. Тесные комнаты, где стены и потолок опутаны наружной проводкой, встречаются оборванные линии от пожарной сигнализации. Двухъярусные кровати не просто качаются – отклонение опорной стойки от вертикали в верхней точке примерно 30 сантиметров. Когда это сооружение в один печальный день все-таки сложится, не хочется даже думать, что будет с обитателем «первого этажа». И тогда соберут комиссии, «возьмут на контроль» и в авральном порядке проверят все попавшиеся под руку кровати. Но это будет потом… А пока беды не случилось, их каждый год «согласовывают» и «принимают», вместе со всем прочим нехитрым имуществом «Счастливого детства».

Нередки тут жалобы на скучную досуговую программу и однообразное питание: курица в различных своих ипостасях появляется на детских столах с преувеличенной частотой…


Зато вот заполняется лагерь, что называется «на ура». Секрет прост – самая дешевая стоимость суток, если завозить детей сразу целыми группами. Поэтому лагерь так любим фирмами-посредниками, которые выигрывают торги по социальным путевкам и забирают себе ощутимую разницу между тем, что платит городская казна и реальной ценой этого непритязательного отдыха.

Нынешним летом в «Счастливом детстве» «посчастливилось» отдыхать ребятам из Индустриально-судостроительного лицея и 13-й школы-интерната Приморского района, а также детям, приехавшим по «социальным» путевкам. В августе от двух мам, отправивших сюда дочерей, Светлане Агапитовой пришли довольно объемные жалобы. В числе традиционных претензий, повторяющихся из года в год, добавилось грубое обращение одной из вожатых и очень странная реакция врача на обращение за медицинской помощью.

Зная не понаслышке реалии «Счастливого детства», Светлана Агапитова приехала туда вместе с представителем администрации Анапы – Начальником управления по делам семьи и детей Верой Негинской.

Как и следовало ожидать, никаких материально-бытовых улучшений лагерь не претерпел. Все те же опасные кровати, проводка по стенам, сырость, духота и скука. Хотя ребята 13-й школы-интерната особенных претензий не высказали. А вот воспитатели пожаловались на работу медблока – трое ребят недавно обращались с высокой температурой, а доктор лишь дала таблетку и отправила в отряд.


Посетив медпункт, Светлана Агапитова убедилась, что помощь там действительно оказывают довольно странным образом. Ни о какой изоляции детей с высокой температурой речи не идет. Как объяснила врач: «все это следствие перегрева, мы справляемся сами – даем таблетку, и через час ребенок приходит на контроль». Тем не менее, в «журнале приемов» записи об обращении троих мальчиков, про которых говорили воспитатели, отсутствуют. А это само по себе уже нарушение.

С изолятором тоже происходит что-то удивительное. На момент посещения его детским Уполномоченным, а было это 22-го августа, там находилось 4 ребенка. В журнале же последняя отметка о помещении в изолятор датировалась 14 июня. Сами же юные пациенты рассказали, что их поместили сегодня из-за жалобы на плохое самочувствие. При этом, на обед они ходили в столовую вместе со всеми. По какому принципу принимаются решения – кого изолировать, а кого отправить с высокой температурой в общую спальню – медицинский работник объяснить не смогла. Как впрочем, и отсутствие записей о приемах и назначениях. Причины, по которым пациенты изолятора не получают еду на месте, а ходят в столовую, также остались без внятных комментариев.


Конечно, давать профессиональную оценку действиям врача и методов лечения – не компетенция детского Уполномоченного. Однако, жалобы родителей, воспитателей и увиденные нестыковки не могли не вызвать подозрения. Светлана Агапитова попросила Начальника управления администрации Анапы по делам семьи и детей провести объективное разбирательство по заявлениям и выявленным фактам.

В «Счастливое детство» был осуществлен выезд Межведомственной комиссии под руководством первого заместителя Главы администрации Анапы, а в отношении медицинских работников проведено служебное расследование.

Начальник «Счастливого детства» пояснил, что по фактам грубого поведения одной из вожатых неоднократно проводились беседы руководителем педагогического отряда. Поскольку должного эффекта они не дали, вожатая была уволена.

Служебная проверка установила, что врач-педиатр и медицинская сестра не выполняли свои должностные обязанности в полном объеме. В итоге, оба сотрудника медблока были уволены.

Вот так завершилось лето в «Счастливом детстве»…

«Обо всех трудностях с закупками путевок мы уже написали, выступили, рассказали на всех уровнях, - констатирует Светлана Агапитова. – И я надеюсь, что наши предложения по реорганизации этого процесса будут услышаны. Однако, все это может занять много времени, и не стоит просто ждать, сложа руки. Особенно в отношении тех лагерей, которые из года в год игнорируют замечания.

Почему представители районов не составили ни одного акта о несоответствии качества услуг, заявленного на торгах? Да, система закупок – не гибкая и позволяет посредникам продавать путевки по завышенным ценам. Но заказчики имеют право более конкретно прописывать условия отдыха, а затем требовать неукоснительного их исполнения.

Городской бюджет выделяет вполне конкурентоспособные деньги на закупку путевок, а наши «социальные дети» в итоге каждый год едут в «Счастливое детство». Если при этом нет жалоб от районных администраций, значит, они считают, что государственные средства потрачены рационально, и отвечать за несоответствие придется им. Именно об этом на заседании региональной контрольной группы у Федерального инспектора по Санкт-Петербургу говорила представитель городской прокуратуры.

Мы планируем разослать в администрации районов информационное письмо о необходимости контроля над фактическим исполнением условий государственных контрактов и более конкретному формулированию требований».

Эта история целиком

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»

Эта тема в докладе Уполномоченного: Детский отдых на территории Крыма и Краснодарского края




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00