Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Антиучебный маневр

11-летний воспитанник кадетского корпуса получил травмы, упав из окна казармы. Как выяснилось, несчастный случай едва не сорвал план побега, который юный кадет готовил вместе с товарищами. По официальной версии, поводом послужила семейная ситуация, которую остро переживает будущий офицер. Однако в семье ребенка считают, что причина – конфликты и жестокость со стороны других кадетов.

К Уполномоченному обратилась мама Даниила* – она попросила Светлану Агапитову разобраться в инциденте, в результате которого её сын оказался на больничной койке. Дело было так: рано утром 31 января мальчик разбудил своим неожиданным появлением бабушку, которая живет в центре города. Внук сбежал из училища через окно туалета, но приземлился неудачно – сильно ударился. Позже оказалось, что юный беглец заработал компрессионный перелом нескольких позвонков, сотрясение мозга и ушиб пяток. Однако помимо этого на лице и голове ребенка были ушибы и ссадины, которые, по мнению мамы, он не мог получить при падении. Законный представитель мальчика уверена, что до экстремального решения сына довели сложные отношения с другими учащимися.

Первым делом Уполномоченный по правам ребенка обратилась за разъяснениями к руководству учебного заведения. Там, конечно, уже полным ходом шла проверка. Её результаты оказались неожиданными: Даниил не просто сиганул в окно под влиянием эмоций, а тщательно планировал операцию. Нашёлся и «вещдок». План побега, составленный кадетом, состоял из семи пунктов – его бы наверняка оценили преподаватели по тактической подготовке. Каждое действие от подъема до прибытия по нужному адресу расписано по минутам. Учтены были маскировка («идем в туалет и переодеваемся»), питание («спрыгиваем и убегаем кушать») и конспирация («приезжаем на свои станции и расходимся»). Указывался и «связной»: бабушка по маме.

Множественное число красноречиво свидетельствует о том, что у беглеца были сообщники. Эти сведения нашли подтверждение: одноклассники Дани сознались, что мальчик посвятил их в свои планы и предлагал покинуть корпус вместе. Однако других желающих не нашлось, а стучать на товарищей у гардемаринов не принято. Отсутствие кадета воспитатели обнаружили за полчаса до подъема и по горячим следам отправились к упомянутой бабушке. Там его и нашли. Сам юноша пояснил, что остро переживает развод родителей…

Впрочем, о пораженческих настроениях Дани его преподаватели все же знали. Как указано в справке, предоставленной Уполномоченному, за день до инцидента дедушка мальчика по отцу написал одному из воспитателей «смс», в котором поделился опасениями по поводу возможной «самоволки». Тревожную информацию довели до психолога, поручив ей индивидуально поработать с кадетом. Беседа якобы состоялась в тот же вечер: юноша был спокоен и заявил, что никаких трудностей в учебе не испытывает. Было решено продолжить с ним коррекционную работу, но начальству докладывать не стали. Старший воспитатель распорядился повнимательнее следить за кадетом и чаще проводить осмотры ротного помещения. Но это не помогло.

Даня поступил в кадетский корпус прошлой осенью – считай, новичок. Зарекомендовал себя хорошо, учился на «четверки» и «пятерки», даже исполнял обязанности старшины учебного класса. Что касается военной карьеры, то о ней грезил вовсе не сам пятиклассник, а его папа – отставной офицер. Именно он и настоял на кадетском корпусе, хотя родители Дани в разводе. Тем не менее, отец в его воспитании участвует.

Что касается подавленного состояния, о нем ребенок никому в стенах образовательного учреждения не говорил. Косвенные признаки не укрылись от бабушки по отцу, у которой он гостил незадолго до побега. Как пояснила женщина, Даня не смог дозвониться до мамы, с которой хотел увидеться, и уехал назад в училище в расстройстве.

При этом мама кадета Мария* уверяет, что причиной его отчаянного поступка стали ссоры с другими ребятами, которые доходили и до рукоприкладства. Мария считает, что за последствия обязаны отвечать в училище. Она настаивает на возбуждении уголовного дела. Пока что проверка прокуратуры продолжается. Воспитатели, имеющие отношение к происшествию, уже получили дисциплинарное взыскание, один из них даже уволился по собственному желанию.

Сам пострадавший пока поправляется дома. Врачи говорят, что реабилитация предстоит длительная. Кроме прочих специалистов, с Даней работают психологи. По словам мамы, в кадетский корпус он, скорее всего, не вернется.

* – персональные данные изменены.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7029