Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Уполномоченный проверила частный приют в центре Петербурга









По инициативе детского омбудсмена представители органов опеки, сотрудники полиции и прокуратуры вместе со Светланой Агапитовой посетили частный приют, расположенный в квартире жилого дома на одной из центральных улиц города.

Поводом для визита стало письмо, поступившее в аппарат Уполномоченного от коллеги из Ленинградской области. Тамара Литвинова передала Светлане Агапитовой обращение директора приюта – в нем содержалась просьба финансовой помощи учреждению, в котором, как указывала автор, проживают 11 детей в возрасте от 1,5 до 13 лет, в том числе из других субъектов РФ. В частности, деньги просили на матрасы, постельное белье, подушки и посуду.

У правозащитников возник резонный вопрос: в каких же условиях живут дети, если в приюте не хватает средств на самое необходимое? И не нарушают ли учредители закон? К тому же, после звонка в администрацию района выяснилось, что никто о подобном заведении не слышал. Это усилило подозрения, и Светлана Агапитова предложила коллегам из опеки, прокуратуры и полиции проверить подозрительное учреждение.

Сайт приюта указывает, что организация появилась совсем недавно. Согласно описанию, здесь находятся ребята из неблагополучных семей, чьи родители не могут или не хотят заботиться о них должным образом. При этом в соответствующем разделе вывешены портреты воспитанников, с указанием имен и возраста – для приюта это как минимум странно, а если нет разрешения от законных представителей, то и вовсе незаконно.

В общем, вопросов к учреждению набралось немало. Однако руководителя на месте не оказалось. Дверь открыла одна из воспитателей – их в приюте трое. Огромная квартира в историческом доме оказалась почти пустой: в гостиной два кожаных дивана, телевизор и большой обеденный стол. На подоконниках – «игровая зона»: книжки и игрушки, в углу – куча детских вещей на гладильной доске. В спальне мальчиков из мебели – кровать, раскладушка и матрас на полу, сдвинутые в один ряд. В комнате девочек ситуация лучше – у каждой свое спальное место, но обстановка тоже весьма скромная. Воспитатели объясняют это тем, что жизнь в приюте только-только обустраивается, а поскольку организация некоммерческая, все приходится делать своими силами.

На момент визита проверяющих в квартире находились четверо воспитанников – мальчики, которые еще не ходят в школу (самому младшему полтора года) и девочка, пропускающая занятия из-за болезни. Всего в приюте живут 11 человек. Это дети из двух многодетных семей из Воронежа и Воронежской области: в одной из них пять братьев и сестра, в другой – четыре сестры. Еще один мальчик – из Московской области. Почему все они попали учреждение в Петербурге – так и осталось загадкой. По словам одной из воспитательниц, родители сами нашли приют и договорились с руководителем о передаче детей. На директора была оформлена генеральная доверенность, согласно которой она уполномочена представлять интересы воспитанников сроком на год. На этот же срок заключен договор аренды квартиры. Как пояснила председатель ТСЖ, жилплощадь приюту предоставил собственник, который сам является многодетным отцом.

Сотрудники рассказали, что у себя на малой родине несовершеннолетние существовали в ужасающих условиях. Так, семья из деревни под Воронежем жила в сарае без воды и отопления, дети голодали. Некоторым из воспитанников приходилось просить милостыню, чтобы прокормиться. Сейчас они уже адаптировались к жизни в Петербурге, восемь ребят устроены в близлежащую школу. В приюте придерживаются православных традиций, поэтому в распорядке дня есть утренние и вечерние молитвы, а обязанности по ежедневной уборке квартиры названы «послушаниями». В учреждении подчеркивают, что намеренно уходят от «казённости», создавая для ребят семейную обстановку: вместе готовят, наводят порядок, ходят по магазинам.

Участники проверки попросили воспитателей показать все правоустанавливающие документы. Тут открылись новые обстоятельства: оказалось, что ни у кого из детей пока нет регистрации в Петербурге. Не на всех ребят нашлись оригиналы свидетельств о рождении. У двоих воспитателей на руках не было санитарных книжек.

Светлана Агапитова успела пообщаться и с ребятами. Жалоб никто не высказал, лишь заболевшая девочка посетовала, что лежит дома уже четыре дня и у неё была высокая температура, а врача ей так и не вызвали. По настоянию специалистов, воспитатели позвонили в «Скорую».

Четырехлетний малыш, один из воронежских братьев, на вопрос, где его мама, указал куда-то в сторону окна. Оказалось, мама живет неподалеку – она переехала в Северную столицу за детьми, устроилась на работу и регулярно с ними видится. К сожалению, детям из двух других семей повезло меньше – их родители жизнью своих чад не интересуются. Ясно, что никакой работы по восстановлению детско-родительских отношений не ведется. На вопрос, что будет по истечение года, сотрудники затруднились ответить.

В этих и других возможных нарушениях сейчас разбирается прокуратура. Кстати, выяснилось, что на имя учредителя зарегистрирован еще один детский социально-реабилитационный центр – в Поволжье.

«Даже при первом приближении деятельность этого приюта вызывает массу вопросов, – отметила Светлана Агапитова. – Не думаю, что у учредителя был какой-то недобрый умысел, но налицо незнание законов в сфере опеки и попечительства и элементарная халатность. Пока что рано говорить о каких-то конкретных мерах, но мы будем следить за ходом прокурорской проверки».

Также по теме «Дети-сироты »

Также по теме «Детские дома»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00