Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Квартиру засосало ипотечное болото

В минувшем году Скворцовы* могли бы отметить своеобразный юбилей – десять лет ипотечному кредиту. Приобретая «однушку» на юге Петербурга, Кирилл и Марианна даже не представляли, каким кошмаром обернется покупка жилья. Только участие Уполномоченного по правам ребенка помогло семье не потерять квартиру.

В северную столицу супруги перебрались из Заполярья и сразу решили – отдавать деньги за съемное жилье нет смысла, уж лучше выплачивать кредит, но за свое. Подобрали подходящий вариант и оформили ипотеку на 15 лет. Ежемесячный платеж Скворцовым был вполне по карману – у обоих стабильная работа и, что называется, «конкурентоспособная» зарплата. Так и жили, исправно внося положенную сумму.

В 2013-м родился сын Андрей. Уйти в полноценный декрет, учитывая финансовые нужды, Марианна не смогла – вышла на службу, когда малышу было 10 месяцев. Отпуск по уходу за ребенком в итоге взял Кирилл, но сын часто болел, и заботиться о нем все равно приходилось маме.

«Ничего, так живут десятки тысяч семей, бывает и хуже», – думали родители.

Увы, «хуже» не заставило себя ждать – Кирилл потерял работу. Марианна крутилась как могла, разрываясь между домом и офисом. За одним просроченным платежом последовал второй, третий…а потом перестали считать. Долги росли будто снежный ком, копилась стопка уведомлений из банка. Целый год Скворцовы не вносили деньги – за это время «набежало» около 300 тысяч по процентам. К тому моменту Кириллу удалось открыть свой небольшой бизнес, дела шли неплохо – появилась возможность возобновить платежи. Однако супруги не подозревали, что средства идут на погашение просроченных процентов, а основной долг не уменьшается. Узнав об этом, они попросили о реструктуризации долга, но получили отказ.

«Все эти средства уходили, как вода, – говорит Марианна. – В итоге кредитор потребовал досрочно выплатить всю сумму полностью плюс проценты и пени, а поскольку мы не смогли этого сделать, подал иск в суд».

Попытки добиться мирового соглашения ни к чему не привели – банк твердо стоял на своем. Скворцовы подали встречный иск о перерасчете долга, но проиграли. Квартира оказалась под угрозой – если не удовлетворить требования, она уйдет с молотка.

«Это наше единственное жилье, у нас маленький ребенок, нам некуда идти, – рассказала Марина Уполномоченному по правам ребенка. – Мы понимаем, что нарушили условия договора, но так сложились обстоятельства! Ведь сейчас мы исправно платим и готовы платить впредь. Неужели мы останемся на улице?! Пожалуйста, помогите нам достигнуть соглашения с банком».

Светлана Агапитова обратилась к председателю правления банка с просьбой принять во внимание все обстоятельства и пойти навстречу горе-заемщикам. На удивление, в финансовой структуре вошли в положение и согласились на мировую. 12 декабря суд принял окончательное решение в пользу Скворцовых – им предоставили рассрочку на два с половиной года на штрафные проценты.

«Отрадно, что в жестком и бескомпромиссном мире финансов тоже есть место человечности, – отметила Светлана Агапитова. – От неприятностей и кризисов никто не застрахован, и если люди не отказываются отвечать по своим обязательствам, всегда можно проявить понимание и помочь семье, оказавшейся в трудной финансовой ситуации».

* – имена изменены.

Эта тема в ежегодном докладе Уполномоченного за 2016 год.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6812