Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Лечиться, лечиться и еще раз учиться!

Должны ли учиться те, кто пребывает на длительном лечении в психиатрическом стационаре? Ведь болезнь не должна лишать ребенка права на образование. С другой стороны, позволяет ли специфика недугов этого профиля успешно усваивать знания?

Детский Уполномоченный проведала пациентов подросткового отделения Городской психиатрической больницы №3 им. Скворцова-Степанова. Визиты в подобные учреждения обычно, служат поводом для шуток окружающих. Однако, тем, кто проходит там лечение вовсе не до смеха – болезнь она и есть болезнь, какую бы часть человеческого организма она не поразила. Да и цель посещения детского Уполномоченного была вполне серьезная. Светлана Агапитова приехала обсудить с администрацией учреждения организацию образовательного процесса для тех, кто находится в стенах больницы долгое время.











Один из крупнейших на Северо-Западе психиатрических стационаров занимает территорию аж целых 22 гектара, на которых расположено несколько корпусов, позволяющих принять 1565 пациентов. Есть тут и старые здания, находящиеся под охраной КГИОП, а есть и постройки эпохи «развитого социализма». В настоящее время ведется подготовительная работа по проектированию нового, современного корпуса. Однако, и старые поэтапно приводятся в порядок – за последние два с половиной года отремонтировано 10 отделений.

Меняется и сам подход к лечению пациентов, что отражается на сокращении числа койко-мест в больнице. Как сообщил Главный врач Александр Софронов, в последние годы количество госпитализаций снизилось на 1200 случаев. Это связано с тем, что современные методы лечения позволяют перенести терапию в амбулаторные условия, а стационары использовать лишь для острых состояний. Сокращение количества коек в клинике, главный врач считает естественным следствием эволюции в оказании психиатрической помощи.

Подростковые отделения ГПБ №3 принимают у себя пациентов от 15 до 18 лет. Ежегодно это около 450 подростков. Согласно статистике, которую привел Александр Софронов, четверть пациентов имеют органические заболевания головного мозга, 15% приходится на шизофренические расстройства и столько же на неврозы. Депрессии «поставляют» 11% подростков, а различные виды зависимостей – 4%. На уровне 8% находятся, ставшие особенно актуальными в последнее время, пищевые расстройства, именуемые «модным» термином анорексия. Клинике даже пришлось завести в штате специального врача – нутрициолога. Сложность группы пациентов страдающих этим недугом в том, что анорексия может быть проявлением других заболеваний. Также врачи отмечают странную тенденцию: подростки принимают антидепрессанты без назначения, потому что кто-то им сказал, что они помогают снизить вес…

Детский Уполномоченный поинтересовалась мнением специалистов по поводу фактов «госпитализаций в воспитательных целях». Александр Софронов согласился, что подобная практика имела место и некоторые сиротские учреждения злоупотребляли возможностью направить своего воспитанника в стационар. По мнению главврача, к 2015 году ситуация стала критической, но с тех пор резко изменилась. Во многом он связывает перелом этой тенденции с вмешательством детского Уполномоченного и привлечения внимания к этой проблеме. Александр Софронов заверил, что на сегодняшний день пациенты госпитализируются исключительно по медицинским показаниям для снятия острых состояний.

А вот по поводу обеспечения образовательного процесса на базе ГПБ №3 у специалистов нет однозначного мнения. Отсюда и отсутствие энтузиазма в решении этого вопроса. Пока взаимодействие с системой образования ограничивается организацией проведения ЕГЭ, ГИА и необходимых предварительных консультаций.

Меж тем, детский Уполномоченный настаивает, что подростки, проходящие длительное лечение в медицинских стационарах, имеют право учиться, и закон не делает никаких исключений для больниц психиатрического профиля. Причем, «длительность» количественно определена как «свыше 21 дня».

Однако, Александр Софронов не видит в этом практической необходимости. По его данным, редко кто находится здесь более 30 дней, а те, кому показано более длительное лечение, в силу своего психического состояния, не смогут постигать науки. Да и прием препаратов снижает когнитивные функции. Главврач заверил, что как только у юного пациента наступает стабилизация, его выписывают в течение 2-3 дней. К тому же, медики не понимают как взаимодействовать со школой. Ведь тогда станет ясно – в какой больнице находится ученик, и эта информация может распространиться и негативным образом повлиять на отношение к подростку.

Светлана Агапитова пояснила, что очно-заочный учебный процесс нужно организовывать со школами, ближайшими к больнице, а не с теми, где постоянно учатся пациенты. Что же касается состояния, не позволяющего обучаться, то тут детский Уполномоченный не согласилась. Она обратила внимание на пример «Центра восстановительного лечения», где также проходят лечение заболеваний психиатрического профиля, и это не мешает им учиться. А для некоторых, как говорят специалисты, процесс познания даже помогает в выздоровлении.

В итоге, Светлана Агапитова предложила провести встречу в кругу специалистов от образования и медицины, чтобы совместно найти наиболее оптимальную форму обучения в психиатрическом стационаре. Администрация ГПБ №3 с готовностью откликнулась на эту инициативу.

Также, детский Уполномоченный осмотрела корпуса, пребывающие в стадии ремонта, и навестила пациентов на подростковых отделениях. Ребята визиту детского Уполномоченного обрадовались – со многими Светлана Агапитова знакома уже не первый год, правда, раньше доводилось видеться по более радостным поводам.

Для соцработников больницы это посещение тоже оказалось весьма кстати. Ситуации с некоторыми ребятами оказались настолько нестандартными, что никто не знал что делать. Например, девочка, выбросившаяся с 6-го этажа, приехала в Петербург из другого города, и по сей причине не имеет никаких документов. Другая юная пациентка, проходившая лечение от анорексии, идет на поправку, но передавать ее маме с папой запретили органы опеки – идет процесс лишения родительских прав. Однако, коротать время в психиатрическом стационаре в ожидании решения суда – абсолютно не выход.

«По поводу иногородней девочки я уже связалась со своей коллегой из ее родного города, - рассказала Светлана Агапитова. – Уже нашли маму, и она вышлет документы, необходимые для отправки домой. С другой ситуацией тоже работают мои сотрудники. Больница – это медицинское учреждение и ни в коем случае нельзя там «передерживать» ребенка по социальным показаниям.

Меня порадовало, что в клинике происходит заметный прогресс в бытовом отношении. С момента моего прошлого визита многое изменилось. Хочется только пожелать, чтобы позитивные изменения поскорее коснулись всех отделений.

Немного расстроила меня ситуация с прогулками. С одной стороны, я понимаю, что если пациенты достаточно «тяжелые», то у персонала просто нет физической возможности уследить за всеми. Но с другой – ведь даже не врачу очевидно, что прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на психику. С ними, конечно, могут гулять родственники, но не у всех есть такая возможность. Да и посещения там только два раза в неделю. Конечно, помогли бы волонтеры, но сюда, учитывая специфику больницы, далеко не всех можно пускать. И все же, мы постараемся устранить это упущение, как и организовать образовательный процесс.

Когда мы шесть лет назад предложили обучать детей с множественными нарушениями, нам тоже все говорили – невозможно. А теперь все признали, что в Петербурге нет «необучаемых детей». Думаю, что и для пациентов психиатрических стационаров можно найти какое то разумное решение».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6736