Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Как сделать СИЗО доброжелательным к детям?


В Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству состоялся Круглый стол «Гуманизация условий содержания под стражей, в том числе женщин, отбывающих наказание вместе с детьми». С предложениями по совершенствованию законодательства в этой сфере выступила Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Так же, Светлана Агапитова подготовила законотворческие новации, касающиеся несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах.



Открыла заседание Круглого стола член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева, которая и была модератором дискуссии. С основным докладом, выступил первый заместитель начальника правового управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН) Илья Антонов. Он отметил происходящую реорганизацию уголовно-исполнительной системы, основной чертой которой становится гуманизация и соблюдение прав человека. В качестве примера Илья Антонов привел вступившие в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, благодаря которым осужденным предоставлены дополнительные возможности для свидания с их несовершеннолетними детьми. Поправки коснулись и порядка перемещения беременных осужденных, а также женщин, имеющих при себе детей до трех лет. Их этапирование допускается только по заключению врача, а при необходимости - в сопровождении медицинских работников.

Также, он обратил внимание, на постановление Совета Федерации рекомендующее Министерству Юстиции РФ подготовить ряд предложений по: улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений; конкретизации условий совместного проживания осужденных женщин с детьми; увеличению возраста детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений; внесению изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ в целях перевода положительно характеризующихся осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения. Однако, как заявил Илья Антонов, представляемое им ведомство не в состоянии в ближайшее время реализовать все предлагаемые улучшения и рассчитывает на помощь регионов по месту нахождения учреждений.


Говоря о масштабности изменений, необходимых для обеспечения нормальных условий женщинам, Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов заметил: «Все тюрьмы созданы мужчинами, и они не для женщин…»

И, тем не менее, несмотря на столь пессимистичную оценку, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге высказала вполне конкретные предложения по совершенствованию законодательства. Эти инициативы опираются на анализ существующей ситуации и призваны решить наиболее актуальные проблемы в сфере защиты интересов женщин с ребенком, беременных, а также подростков, находящихся под арестом.

Если вопрос обеспечения прав матерей с детьми и подростков, пребывающих в исправительных колониях, более-менее урегулирован Уголовно-исполнительным кодексом РФ и подзаконными актами, то ситуация в следственных изоляторах (СИЗО) требует отдельного пристального внимания и дополнительной регламентации.

Целый комплекс трудностей порождает тот факт, что социально-правовой статус малолетних детей, находящихся в СИЗО совместно с матерью не определен. Соответственно отсутствуют нормы материально-бытового обеспечения. Администрация следственных изоляторов вынуждена приобретать предметы ухода за детьми за счет средств благотворителей. На сегодняшний день регламентировано только питание детей по нормам, установленным для домов ребенка системы Министерства здравоохранения РФ. Хотя еще три года назад доходило до смешного: средства на питание детей перечислялись на статью «Кормление служебных собак».

По мнению детского Уполномоченного Петербурга, необходимо в кратчайшие сроки разработать порядок обеспечения малолетнего ребенка в следственном изоляторе необходимым специализированным питанием, гигиеническими средствами и лекарствами в соответствии с возрастом, предусмотрев на это в федеральном бюджете отдельные статьи финансирования.


«Кроме того, нужно предусмотреть возможность реализации права ребенка и его матери, пребывающих в следственном изоляторе, на социальные гарантии и меры поддержки, - сказала Светлана Агапитова. - Это оформление полиса обязательного медицинского страхования на ребенка, реализация права на социальные выплаты по беременности и родам, материнского капитала, пособия по уходу за ребенком, не достигшим полутора лет».

Обратила внимание детский Уполномоченный и на необходимость закрепления норм, регламентирующих санитарные требования к пребыванию в СИЗО женщин, имеющих при себе детей: увеличенной площади на человека, раздельном размещении от остальных и курящих, а также частота и длительность проведения гигиенических процедур.

«В Санкт-Петербурге, например, эти вопросы решены, но по доброй воле руководителей ФСИН. У нас есть и душ, и кухня и стиральная машина. Но соответствующие изменения надо внести в федеральное законодательство, чтобы условия не зависели от конкретного человека и подлежали неукоснительному исполнению при проведении реконструкции и ремонтных работ учреждений исполнительной системы», - предложила Светлана Агапитова.

Затронула детский Уполномоченный и вопрос этапирования женщин с детьми, причем не только в части оснащения спецвагонов в соответствие с европейскими стандартами. Конвоирование на следственные действия или на рассмотрение дела в суде осуществляется специально оборудованными автомобилями. Но эти машины не вполне пригодны для перевозки детей.

«Надо оборудовать специальные автомобили детскими удерживающими устройствами или ремнями безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения». Это поможет уберечь жизнь и здоровье малыша в пути следования. Не дай Бог, авария или экстренное торможение!», - Пояснила детский Уполномоченный.

Уже не первый год Светлана Агапитова обращает внимания и на проблему разлучения новорожденного малыша с мамой в первые дни жизни. Если подозреваемая или обвиняемая собралась рожать, ее везут в государственный родильный дом, выделяя временный караул. Но штатная численность в подразделениях уголовно-исполнительной системы ограничена. И женщину буквально на следующий день после родов отправляют обратно в следственный изолятор, а новорожденный остается под наблюдением в медицинском учреждении. Подобный «механизм разлучения», по мнению детского Уполномоченного нарушает права новорожденного и его матери. Эта позиция опирается на «Рекомендации по технологии родовспоможения» уже давно разработанные Всемирной организация здравоохранения. В частности, там говорится:

«Новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Ни один процесс наблюдения за здоровьем новорожденного не оправдывает разлучения его с матерью. Все родители и новорожденные имеют право на прямое общение с момента рождения». Российская Федерация поддержала эти положения ВОЗ, следовательно, необходимо обеспечить пребывание матери с ребенком в учреждении здравоохранения.

Регламентация пребывания в следственных изоляторах необходима не только для матерей с детьми, но и для несовершеннолетних. В первую очередь это касается обеспечения права на образование. Так осужденные подростки, находящиеся в воспитательных колониях, обучаются в школах, созданных при учреждениях. Ребята из следственных изоляторов не имеют такой возможности. Тут каждый регион выходит из положения в зависимости от желания и возможности. И дело в том, что законодательство это позволяет.

В законе «Об образовании в РФ» написано, что администрация мест содержания под стражей обеспечивает условия получения несовершеннолетними образования в форме «самообразования», то есть в форме индивидуальной учебной деятельности вне образовательной организации. Не секрет, что у подростков, находящихся в конфликте с законом, не так сильно развита мотивация к обучению. Да и условия изолятора не способствуют постижению наук.

«Петербургским СИЗО заключен договор с одной из школ, что позволяет оказывать образовательные услуги в очно-заочной форме обучения, - привела пример Светлана Агапитова. - В рамках данного документа СИЗО обеспечивает учебные помещения и школьные принадлежности для обучающихся, а также контроль их посещаемости и успеваемости. В свою очередь школа предоставляет детям учебную литературу, формирует и выполняет учебный план. Так, подростки в следственном изоляторе обучаются еженедельно по 36 часов: 14 – очно, с педагогами, а остальное время на самоподготовке.

Но это исключение из правил работает не во всех регионах. Так что необходимо разработать порядок организации получения образования несовершеннолетними, содержащимися под стражей, посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очно-заочной или заочной форме. Хочется верить, что этот вопрос в ближайшее время будет решен также, как и проблема питания».

В настоящее время рацион подростков отличается от нормы питания взрослых лиц в следственном изоляторе лишь увеличенным количеством масла и сахара, а также наличием сыра. При этом питание ребят, содержащихся в воспитательных колониях, предполагает наличие более разнообразного набора продуктов: творог, сметана, яйцо, свежие фрукты, соки, колбасные изделия, кондитерские изделия, мясо птицы, бобовые. Никаких обоснований такой разницы не существует. Более того, она выглядит странно, поскольку потребности растущего организма никак не меняются от того, где он содержится – в колонии или в СИЗО. Светлана Агапитова сообщила, что по этому вопросу уже неоднократно обращалась в Министерство юстиции. В своем выступлении она выразила надежду, что эти справедливые поправки все-таки вскоре будут внесены.

Еще одной новеллой, о которой рассказала петербургский Уполномоченный – это закон об увеличении предельного возраста отбывания наказания в воспитательной колонии и изменении порядка направления осужденных из воспитательных колоний в колонии общего режима. Кстати, этих поправок ожидают и правозащитники, и граждане, и даже сами сотрудники системы исполнения наказания. К сожалению, в начале 2016 года данная инициатива получила негативный отзыв Правительства Российской Федерации. Там сочли, что пребывание в воспитательной колонии осужденных обозначенной категории до окончания срока наказания не будет способствовать достижению целей наказания, а также может оказывать отрицательное влияние на других несовершеннолетних и даже создаст условия для возможных злоупотреблений со стороны администрации учреждений. Сейчас документ находится на доработке.

«Детская воспитательная колония и взрослая исправительная – это две большие разницы. У двадцатилетнего парня после детской колонии гораздо больше мотивации не совершать рецидив, нежели он два года пробудет на взрослой зоне», - обосновала свою позицию Светлана Агапитова.

Участники Круглого стола одобрили и поддержали предложения детского Уполномоченного Петербурга. Начальник отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания Аппарата федерального омбудсмена Алексей Юношев особенно подчеркнул актуальность нормы, позволяющей не переводить ребят после совершеннолетия во взрослые колонии. Кроме того, необходимо развивать систему пробации. Также он обратил внимание на проблемы этапирования инвалидов и условий их содержания.

Представитель Министерства юстиции Мария Вялимаа отметила, что вопрос безопасной перевозки детей при конвоировании женщин для всех – тема новая, и раньше на это просто не обращали внимания. Что же касается проблемы пересмотра норм питания, поднятой в письменных обращениях петербургского Уполномоченного, то в настоящее время Минюст работает над этим.

Звучали в процессе работы и более революционные предложения. Например, адвокат Вячеслав Леонтьев предложил разрешать свидания заключенных с несовершеннолетними детьми без согласия следователя. По его мнению, такое общение не сможет повредить следствию и может проводиться по разрешения ФСИН. А вот директор АНО "Институт прав человека" Валентин Гефтер считает, что проблемы инвалидов и матерей с детьми в СИЗО надо решать еще более радикально – они вообще не должны там находиться до решения суда, и такую задачу надо ставить как стратегию на ближайшие годы.




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00