Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Рабочая группа: количество отобраний уменьшается


Члены рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге проанализировали случаи отобрания детей и вмешательства в дела семьи со стороны органов власти.

Рабочая Группа при Уполномоченном по правам ребенка создана по инициативе Президента РФ для постоянного мониторинга случаев неправомерного отобрания детей*. В неё вошли сотрудники полиции, прокуратуры, органов опеки и попечительства, а также представители органов исполнительной власти, Общественной палаты и некоммерческих организаций, помогающие семьям с детьми. Светлана Агапитова собирает экспертов ежеквартально, при этом Рабочая группа не только анализирует случаи отобрания детей по 77 статье СК РФ, но и разбирается в причинах помещения детей в социозащитные учреждения как по акту полиции**, так и по заявлению родителей или по просьбе самого ребенка.


Представитель отдела ГУ МВД России Валерия Крехалёва озвучила информацию о детях, попавших в поле зрение правоохранительных органов. За 8 месяцев 2017 года 6 532 юных жителя Санкт-Петербурга и Ленинградской области были доставлены в отделы полиции, среди них большинство - нарушители комендантского часа. С начала 2017 года 1 626 несовершеннолетних были признаны безнадзорными, 749 – нуждающимися в защите государства, 732 – помещены в учреждения профилактики: 524 ребенка - в больницы, 208 - в социозащитные учреждения. В основном, в случае, когда ребенок попадает в полицию, его на некоторое время ставят на контроль. Если рецидивов не происходит, с учета семью снимают. Только единицы попадают на ограничение и, тем более, лишение родительских прав.


В период с 1 апреля по 1 сентября в Санкт-Петербурге зафиксирован один случай отобрания детей по ст. 77 Семейного Кодекса – брата и сестры, жителей Центрального района. По словам сотрудника органа опеки, присутствовавшего на заседании Рабочей группы, семья стояла на учете с 2013 года: мама не первый год страдает алкоголизмом, отец 13-летнего мальчика находится в местах лишения свободы, папа 8-летней девочки от воспитания уклоняется.

Первый раз опека подала иск о лишении родительских прав в 2016 году. Тогда мама взяла себя в руки, перестала пить, записалась на занятия в Центр помощи семье и детям, встала на биржу труда. Видя желание женщины сохранить семью, суд отказал в лишении, ограничившись предупреждением.

Однако энтузиазм мамы быстро угас: выиграв процесс, она снова начала пить, на работу так и не устроилась, заниматься детьми не стала. У мальчика из-за проблем со зрением начались серьезные трудности с учебой – он в 13 лет учится в пятом классе. Мама обещала отвести ребенка к врачу и купить очки, но слово так и не сдержала. Сотрудники органа опеки регулярно проверяли семью и каждый раз, приходя в дом, видели квартиру - запущенной, родителей - в состоянии алкогольного опьянения, детей – неопрятными, холодильник – пустым. Воспитательные беседы, нравоучения и предупреждения социальных служб производили незначительный и непродолжительный эффект.

Отобрание детей из семьи произошло 25 августа, когда во время очередного визита сотрудники опеки увидели, что ситуация никак не меняется, и мама по-прежнему ведет асоциальный образ жизни. Когда специалисты обратили внимание женщины, что по её дочке ползает таракан, та смахнула насекомое и сказала: «И что тут такого-то?». После отобрания девочку взяла бабушка со стороны отца, а мальчика отправили в один из Центров семейного воспитания. Там ему провели полное медицинское обследование, заказали очки, записали в школу. Мама судьбой детей не интересуется, к сыну ни разу не приезжала и даже не звонила, чтобы узнать о нём. Органы опеки подали иск на лишение родительских прав.

Обсуждая этот случай, эксперты отметили, что судить о необходимости отобрания обычно можно по поведению родителей после случившегося. Если маме и папе всё равно, где находятся их дети, если они не ищут встречи с ними, не пытаются исправиться, значит, решение об изъятии было правильным. Каждый ребенок имеет право на уход, заботу и достойную жизнь.

Если в первом квартале в социозащитные учреждения по заявлению родителей был устроен 71 ребенок, то за последующие четыре месяца эта цифра уменьшилась до 28 детей. Кроме того, 3 подростка сами попросили направить их в приют, тогда как в первом квартале было 13 подобных случаев. Кроме того, 33 родителя лишены родительских прав, 2 – ограничены в правах. Еще 1 дело на данный момент слушается в суде.


Светлана Агапитова попросила представителя органа опеки, который инициировал ограничение в родительских правах, рассказать коллегам о причинах такого решения. Специалист рассказала, что это было предпринято ради спасения жизни шестилетнего ребенка. Мальчику при рождении был поставлен диагноз ВИЧ. Врачи несколько раз начинали лечение, но его мать постоянно срывала терапию. В итоге врачи Центра СПИД забили тревогу, и опека подала иск об ограничении в правах.

После процесса, длившегося 8 месяцев, суд принял решение о необходимости немедленной передачи ребенка органу опеки для организации лечения. Сейчас мальчик лежит в больнице, мама ухаживает за ним. В октябре состоится суд по восстановлению родительских прав, и опека не будет препятствовать. Это уже не первый раз, когда мамы и папы, не веря в пользу антиретровирусной терапии, не лечат своих детей.

Еще один случай был вынесен на рассмотрение Рабочей группы по инициативе мамы. Женщина пожаловалась Уполномоченному на действия сотрудников школы, отправивших её дочь в приют. В ходе разговора с мамой, представителем органа опеки и школьным психологом, удалось выяснить, что претензия женщины в том, что от неё в течение двух часов скрывали местонахождение её ребенка. Оказалось, что это было сделано по просьбе самой девочки: она просила не говорить маме, пока не окажется в стенах приюта.

Специалист опеки уверила маму и экспертов Рабочей группы, что как только семейный конфликт будет урегулирован, и девочка захочет домой, ей дадут на это разрешение. Мама призналась, что отношения с дочкой у неё не самые простые, и согласилась на сопровождение и на помощь психологов.


В завершение встречи Светлана Агапитова предложила экспертам рассмотреть случаи, озвученные в альтернативном докладе об отобрании детей, представленном членом Совета Федерации Еленой Мизулиной Президенту РФ. Две истории попадали в поле зрения детского Уполномоченного, и обсуждались на заседании Рабочей группы. О третьей экспертам рассказал представитель БФ «Родительский мост» Кирилл Шарков. История произошла в Приморском районе накануне Нового года. Домоуправ, имевший претензии к многодетной семье, вызвал полицию. Сотрудники правоохранительных органов, увидев, что родители находятся в нетрезвом состоянии, поместили детей в Центр медицинской и социальной реабилитации. Из-за праздников они пробыли там почти две недели - до 10 января. Сотрудник ГУ МВД, присутствовавшая на встрече, не смогла объяснить причины столь кардинальных мер. Поэтому Уполномоченный по правам ребенка направила запросы в орган опеки и отдел по делам несовершеннолетних по месту проживания семьи. Данный случай станет поводом для обсуждения на очередном заседании Рабочей группы. Оно состоится в следующем квартале.

*по статье 77 Семейного Кодекса РФ

** по Акту выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6700