Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Твердым шагом во взрослую жизнь


В Прокуратуре Петербурга состоялся круглый стол, посвященный постинтернатному сопровождению детей-сирот. Надзорное ведомство в очередной раз пригласило представителей профильных комитетов и некоммерческих организаций к обсуждению проблем и достижений в этой непростой сфере. В мероприятии приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Еще в декабре прошлого года прокуратура проверила исполнение законодательства при осуществлении постинтернатного сопровождения. После обобщения результатов стал очевиден неутешительный итог – во многих районах города отделы соцзащиты попросту не располагают сведениями о лицах из числа детей-сирот, взаимодействие с органами опеки не налажено.

Начальник отдела социальной защиты семьи и детей Комитета по социальной политике Евгения Пешикова согласилась, что такая проблема, действительно, существует. Она отметила, что ведомство обращалось в администрацию города с просьбой внести полномочия по сопровождению детей-сирот и лиц из их числа в ведение администраций районов – это бы существенно упростило работу по учету и взаимодействию с данной категорией граждан. Однако из-за отсутствия нормативно-правовой базы, закрепляющей понятие «постинтернатное сопровождение», это пока невозможно.

Сейчас, по словам Евгении Пешиковой, перед Комитетом стоит задача разработать в составе межведомственной рабочей группы проект закона о постинтернатном сопровождении, который намерены подготовить уже к этой осени.

Напомним, подобный правовой документ уже рассматривался в Законодательном Собрании Петербурга в начале года. Однако в нем речь шла в основном о внедрении системы наставничества: за каждым выпускником закрепляется куратор, чьи услуги оплачиваются из бюджета. Однако проект закона подвергся критике, и его решено было доработать.

Еще одна серьезная сложность, с которой сталкиваются специалисты, – поиск ребят, которые потенциально нуждаются в социальном сопровождении. Это касается в первую очередь тех, кто выпустился из сиротских учреждений и получил от государства квартиру, но не проживает в ней.

«Мы не являемся законными представителями и не можем инициировать их розыск, – пояснила Евгения Пешикова. – Однако нам удалось достигнуть договоренности с ГУ МВД по Петербургу: они пошли нам навстречу и теперь при обращении социальных служб организуют поиск этих детей».


Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ольга Качанова подчеркнула, что в этом вопросе важно, что называется, «дойти до низов» – чтобы у каждого участкового была подробная информация о проживающих на закрепленной за ним территории лицах из числа детей-сирот. По ее словам, профильное подразделение ГУ МВД, которое курирует деятельность участковых уполномоченных, выразило готовность совместно с представителями комитета по соцполитике проводить регулярное информирование руководителей районных подразделений.

Позитивные изменения отметил и начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Владислав Фролов. В частности, он рассказал об обучающей программе, разработанной Академией постдипломного образования для сотрудников детских домов – курс под названием «Командное взаимодействие специалистов службы сопровождения» направлен на достижение наилучших результатов в работе с выпускниками сиротских учреждений.

Представитель образовательного ведомства также напомнил, что основная задача – не просто «выпустить» детей-сирот, а помочь им в трудоустройстве. Чтобы облегчить выбор будущей профессии, нужно не только придумывать новые формы взаимодействия, но и возрождать старые. В тандеме со Штабом студенческих отрядов Комитет провел исследование, по результатам которого оказалось, что данный вид социальной активности выпускниками весьма востребован. Среди несовершеннолетних воспитанников детских домов таких ребят около 5 процентов. Коснулся Владислав Фролов и сложной темы временного трудоустройства. По данным Комитета, в период летних каникул работать в различных городских организациях будут всего 7 процентов учащихся, из них 4 процента – дети- сироты.

Говоря о подготовке к самостоятельной жизни, директор региональной общественной организации «Стеллит» Майя Русакова поделилась наблюдениями: условно всех подопечных, участвующих в волонтерской программе адаптации детей-сирот, можно разделить на три группы. Первая – те, кто успешно социализируется: находит работу, заводит семьи или постоянные отношения. Вторая – средняя группа риска, ребята, у которых наблюдается «кризис ранней взрослости». Их примерно 20 процентов. Еще 5 процентов приходится на тяжелую группу риска, представители которой ведут асоциальный образ жизни.

Майя Русакова подчеркнула: главная проблема в том, что, сталкиваясь с трудностями, эти молодые люди не знают, к кому обратиться. В данном случае в роли доверенного взрослого выступают кураторы волонтерского движения. Поэтому вопрос наставничества – ключевой. При этом само постинтернатное сопровождение, по мнению специалиста, сугубо государственная функция. НКО могут стать партнерами и помощниками, но ответственность должна лежать на органах исполнительной власти.

Уполномоченный по правам ребенка озвучила еще одну существенную проблему: согласно действующей редакции закона «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей не имеют права на бесплатные социальные услуги.



«Мы уже два года боремся за возможность расширить перечень получателей бесплатных социальных услуг и включить в него данную категорию граждан, – резюмировала Светлана Агапитова. – Когда я озвучила этот вопрос Георгию Полтавченко, он поинтересовался, во сколько это обойдется городу. Но на этот вопрос невозможно ответить, поскольку данные о том, сколько детей-сирот в Петербурге нуждается в социальном обслуживании, очень сильно разнятся. Так, по информации районов, их 2 797 человек. При этом Городской информационно-расчетный центр дает другую цифру – 4 138 человек. И как посчитать?»

Детский омбудсмен напомнила и о другой, не мене важной категории: о детях-сиротах в возрасте от 18 до 23 лет, вышедших из-под опеки или из приемной семьи.

«К сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда опекуны, приемные родители и даже усыновители после наступления совершеннолетия ребенка не хотят иметь с ним дела, – сказала Светлана Агапитова. – Это очень страшно. Получается, что после 18 лет для них вообще ничего не предусмотрено.»

Прокуратура также пришла к выводу о необходимости изменений на законодательном уровне. В связи с этим в марте 2017 ведомством было предложено дополнить статью 7 закона «О социальном обслуживании в Санкт-Петербурге» ещё одной категорией – лиц из числа детей-сирот. Это ровно те же поправки, принятия которых добивается Уполномоченный по правам ребенка.

«Отрадно, что наши мнения в этом вопросе полностью совпадают, – говорит Светлана Агапитова. – Уверена, что сообща мы добьемся положительного результата».

Также по теме «Дети-сироты »



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00