Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Сальмонелла обогнала неспешную поликлинику

«Разберитесь, пожалуйста, в произошедшем с нами, - попросила Уполномоченного Аделя*. – Врач детской поликлиники отказалась помочь моему восьмимесячному сыну, в результате ребенок получил осложнения, вылечиться от которых мы не можем почти год».

Два года назад у Адели родился первенец. Молодая мать внимательно следила за здоровьем маленького Егора*, по плану посещала врачей районной поликлиники, по календарю приходила на прививки. В конце сентября прошлого года малыша начали мучить боли в животе – по одному виду Егора можно было понять, что с ним что-то не так. Когда к капризам прибавились проблемы со стулом, Аделя забила тревогу.

Она знала, что прежде чем сдать анализы в поликлинике, нужно сходить на прием к участковому врачу и получить направление. Решив не тратить времени, она обратилась в платную диагностическую службу. Через несколько дней результат был готов: у Егора обнаружили сальмонеллу, стафилакокк и клебсиеллу.

На следующее утро Аделя пошла с малышом к участковому педиатру и показала заключение лаборатории.

- Я прочитала про сальмонеллёз, и очень испугалась. Выпишите лекарство, пожалуйста, - попросила она.

- Сначала надо провести дополнительное обследование, чтобы подтвердить диагноз, - остановила её доктор.

- Но ведь у меня уже есть результат. Да и зеленое содержимое подгузника говорит ярче любых анализов! - начала было спорить Аделя. Однако времени на объяснения у врача не было. Педиатр, не вдаваясь в рассуждения, рекомендовала маме показать малыша гастроэнтерологу, вручила направление на копрограмму, которая покажет, есть ли проблемы с пищеварением, и велела прийти, когда будет готов «настоящий» анализ.

То, что у сына проблемы, Аделя и так понимала, а гастроэнтеролога в поликлинике не было - нужно было ехать в другое учреждение. Более того, запись к специалисту велась заранее, а ближайший свободный «номерок» был через две недели.

Прошло еще два дня, а Егору, тем временем, становилось всё хуже. Не дожидаясь приёма врача, Аделя отвезла сына в платный медицинский центр. Гастроэнтеролог клиники на основании результата анализа, маминых описаний и осмотра ребенка поставил диагноз «сальмонеллез». На следующий день сигнал из Медцентра о выявленном инфекционном заболевании поступил в районную поликлинику. Вот тогда, наконец-то, к болезни Егора отнеслись серьезно.

В тот же день малыша посетила педиатр, проверила назначение и убедилась, что мама выполняет рекомендации. Егора стали попеременно посещать врачи и медицинские сестры, ему назначали дополнительные обследования и консультации специалистов, дали направление в стационар инфекционной больницы.

Лечили ребенка в течение нескольких месяцев, за это время он прошел несколько курсов медикаментозной терапии. Через полгода малыш всё еще находился под наблюдением врача, ежемесячно сдавал анализы, принимал лекарства и периодически проходил иммунологическую комиссию. Как-то раз один из врачей сказал Аделе: «Что ж Вы не сразу начали лечение?» Она вспомнила, с чего начались её муки, и написала претензию на имя главного врача поликлиники, однако на жалобу матери никакой реакции не последовало. Тут-то она и решила обратиться за поддержкой к Уполномоченному.

«Мало того, что ребенку отказали в помощи, так даже не посчитали нужным мне ответить! Разве могут так относиться к работе люди, которым мы доверяем самое ценное – здоровье своих детей?» - возмущалась Аделя.

Светлана Агапитова попросила отдел здравоохранения районной администрации провести проверку произошедшего. Уполномоченному пояснили, что жалоба Адели была рассмотрена на заседании врачебной комиссии в установленный законом срок. Эксперты квалифицировали действия педиатра как «медицинскую помощь не надлежащего качества II класса». Доктору был вынесен выговор, заведующей отделением сделано замечание. Однако врачебных ошибок, которые оказали бы негативное влияние на состояние здоровья комиссия не выявила. Если бы Аделя пришла на следующий день с результатами анализов, врач назначил бы лечение.

Как объяснили в отделе здравоохранения, педиатр не могла выполнить регистрацию инфекционного заболевания и назначить Егору лечение, так как отсутствовали достоверные данные обследования: результаты анализов были предъявлены в электронном виде, а дополнительные обследования мама ребенку не провела, на повторный приём не пришла…

О результатах заключения комиссии Аделю сразу известили по электронной почте. Но секретарь, набирая адрес, ошиблась в одной букве - в итоге ответ женщина не получила. После запроса Уполномоченного руководство поликлиники повторно направило Аделе письмо, на этот раз на верный адрес. Маму Егора попросили связаться с администрацией поликлиники, чтобы договориться о проведении комплексного обследования малыша.

Светлана Агапитова: «Расстройство мамы можно понять – любому родителю тяжело смотреть, как мучается его ребенок. А когда врач – единственная надежда – отказывается помочь, то доверие к нему падает. Поэтому Аделя и решила обратиться к другому специалисту.

Я уверена, что если бы на свою претензию женщина сразу получила объяснения Главного врача, то не стала бы к нам обращаться. Но тут уже свою роль сыграла техническая ошибка.

Хочу напомнить: если родителей не устроило назначенное педиатром лечение, или у них не приняли результаты анализов, сделанных в других лабораториях, они могут сразу подойти к заведующему отделением. В большинстве случаев подобные конфликтные ситуации разрешаются в считаные минуты».

*Имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6449