Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

В СИЗО введут подростковый рацион

По данным на начало февраля в следственных изоляторах Петербурга находилось 36 несовершеннолетних. На этих ребятах еще не стоит клеймо «преступник», однако из-за пробела в законодательстве они оказались ущемлены в правах по отношению к своим сверстникам, которые уже отбывают наказание в колониях.

Речь идет о самых насущных потребностях – о питании. Дело в том, что рацион в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «меню» несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и не в пользу последних. Судите сами: суточная норма для подростков в изоляторе отличается от взрослой «повышенным содержанием масла и сахара, а также наличием сыра». На деле это означает полторы чайных ложки сахара (10 грамм), дольку масла (15 грамм) и ломтик сыра (15 грамм).

В то же время воспитанники колоний получают куда более разнообразный набор продуктов: творог, сметану, яйца, свежие фрукты, соки, колбасные и кондитерские изделия, мясо птицы. Подобная разница ничем не обоснована – и там, и там речь идет о несовершеннолетних, и потребности у них одинаковые. Тем более ребята, содержащиеся в СИЗО, еще не признаны преступниками. Почему тогда они поставлены в худшее положение, чем те, кто уже осужден?

С этой абсурдной нестыковкой Светлана Агапитова столкнулась еще в 2015 году, во время посещения СИЗО №4 в рамках Дня правовых знаний. Подростки пожаловались детскому омбудсмену на скудное питание. Тут-то и выяснилось, что все дело в разных нормативах. К тому же, существуют утвержденные Минздравом России среднесуточные наборы продуктов для подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. В них прописано, что ребятам в возрасте от 11 до 18 лет рекомендуются к ежедневному употреблению не только овощи, мясо, крупы и кисломолочные продукты, но и соки, кондитерские изделия, какао… Всего этого несовершеннолетние обвиняемые и подозреваемые лишены.

«Это как минимум странно, – отмечает Светлана Агапитова. – Подростки, вступившие в конфликт с законом, не должны наказываться ограничением питания. Пенитенциарная система нацелена на перевоспитание, на возвращение обществу законопослушного гражданина, а не на лишение возможности нормального развития.»

Детский Омбудсмен направила обращение Министру юстиции РФ Александру Коновалову с просьбой рассмотреть возможность увеличить нормы питания несовершеннолетних в СИЗО и привести их в соответствие с рационом воспитанников колоний. В ответе ведомства говорилось, что вопрос заслуживает внимания, но требует дополнительной проработки с учетом позиций всех заинтересованных органов власти. Отмечалось также, что прежде чем вносить изменения, следует посчитать возможные затраты федерального бюджета.

Однако на этом процесс по какой-то причине застопорился. В феврале 2017-го, на ежегодном итоговом заседании петербургского управления ФСИН выяснилось, что решение проблемы так и не двинулось дальше межведомственной переписки. Присутствовавший на заседании коллегии заместитель директора ФСИН России Олег Коршунов высказал удивление и обещал разобраться, поскольку считал, что по этому поводу уже принято положительное решение. Ответ не заставил себя ждать – вскоре из ФСИН пришло официальное письмо. В нем говорилось, что ведомством подготовлен проект постановления, который направлен в Министерство юстиции. В свою очередь из Минюста сообщили, что документ вскоре будет внесен на рассмотрение Правительства РФ. Сроки не указаны, но главное – лед тронулся.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6416