Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Пленники Востока

В аппарат Уполномоченного по правам ребенка обращаются родители, волей обстоятельств разлученные со своими детьми. Чаще всего это мамы, чьих малышей забирает отец - нередки случаи, когда супруг, будучи гражданином другой страны, увозит их к себе на родину. Но бывают и нетривиальные ситуации, когда помочь ребятам, оказавшимся в беде, просит человек, не имеющий к семье никакого отношения.

Так, в аппарат Светланы Агапитовой пришло письмо из Ташкента. Учительница средней школы Ирина Сабитова* обратила внимание, что одна из ее учениц, 15-летняя Татьяна, несколько месяцев ходит грустная и подавленная. Постепенно удалось выяснить, что отец девочки плохо обращается с ней, ее младшими братом и сестрой. Их мама Елена, уроженка Петербурга, приходится Тане мачехой. Еще в начале прошлого года она была депортирована из Узбекистана – муж отказался продлевать временную регистрацию и не дал забрать с собой родных детей: 8-летнего Сережу и 6-летнюю Антонину. К тому же из-за нарушений миграционного законодательства Елена получила годичный запрет на въезд в Узбекистан.

В отсутствие жены супруг обращался с детьми все хуже: морил голодом, доходило и до рукоприкладства. Однажды, после того, как он сильно избил своего старшего сына от первого брака, перепуганная Таня забрала из школы младшую сестренку и позвонила учительнице со словами: «Больше вы нас не увидите, домой мы не вернемся». Ирина Сабитова временно приютила девочек. Младшую Тоню к тому же пришлось госпитализировать – у нее нашли запущенный отит. Ирина оплачивала лечение, заботилась о чужих детях, но понимала, что долго так продолжаться не может. Все попытки связаться с их настоящей матерью окончились ничем – Елена не шла на контакт. Отчаявшись, Ирина решила обратиться к детскому омбудсмену Санкт-Петербурга.

"Я просто помогаю этим детям, потому что мне их очень жаль, – говорилось в письме. – Прошу вас связаться с матерью в Петербурге, меня она не знает и не верит мне".

Было очевидно – ситуация критическая. Ирина подала на отца заявление за жестокое обращение; встал вопрос о лишении его родительских прав. Опасение вызывало и состояние Сережи, который оставался с папой. Но чтобы дать делу ход, компетентным органам требовалось заявление от законного представителя детей, то есть от мамы. Почему же та не обратилась за помощью сама? Как Елена потом пояснила, она боялась мужа и никому не доверяла. Однако специалистам аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге удалось убедить женщину составить обращение, на основании которого был отправлен запрос в посольство РФ в Узбекистане.

"Я готова ехать в Ташкент, чтобы забрать своих детей, – заявила Елена".

К тому же, 10 февраля этого года истек срок запрета на въезд в Узбекистан. Правда, пока длилось разбирательство, Сережу и Тоню направили в Центр социально-правовой помощи несовершеннолетним при ГУВД Ташкента, где они находятся и сейчас. Проведенная посольством проверка установила: поскольку дети являются гражданами России, никаких дополнительных документов, чтобы покинуть Узбекистан, им не требуется – они вписаны в заграничный паспорт матери.

На днях сотрудники аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге созвонились с Еленой. Она ждет разрешения на работе, после чего сразу отправится за детьми. Остается надеяться, что после такого долгожданного воссоединения беды этой семьи останутся позади…

*Все имена изменены.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6382