Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Изъятие «самостоятельного» ребенка привело в Центр Цимбалина

С просьбой помочь вернуть в семью 6-летнего сына, обратился в приемную детского Уполномоченного расстроенный мужчина. На двух страницах заявления он убористым почерком изложил печальную историю о том, как у них с женой забрали ребенка и теперь они не могут его даже увидеть. При этом, отец не отрицал и своей вины в произошедшем и даже раскаивался в «несознательности»…

Поскольку набор фактов, приведенных в заявлении, не давал полной ясности, специалисты аппарата детского Уполномоченного связались с соответствующим органом опеки, а сама Светлана Агапитова направилась в Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В. В. Цимбалина – именно туда поместили маленького Сергея*.


Причиной столь решительных действий органа опеки послужило то обстоятельство, что родители оставляли мальчика одного, а сами уходили на работу. Мама и папа не относятся к категории «асоциальных», и с этой точки зрения никаких претензий к ним нет. А вот с легальностью пребывания в Петербурге и оставлением ребенка без присмотра вопросы не сняты. Хоть родители и являются гражданами России, но регистрации в нашем городе у них нет. Но если «прописка» – это, скорее, «техническая» проблема, то одинокий малыш, находящийся целый день в городской квартире, – уже потенциальная опасность. Достаточно взглянуть на сводки происшествий с травмами и, увы, летальными исходами, случившимися в результате выпадения, возгорания и прочих обстоятельств. Причем, нередко, это происходит, когда родители просто ненадолго отвлеклись.


В своем заявлении папа пишет, что они готовы нести ответственность за оставление сына в опасности, а поступить столь легкомысленно их вынудила необходимость. Также, мужчина уверяет, что ребенок «обладает высокой самостоятельностью». Между тем, сотрудники Центра им. В. В. Цимбалина с этим утверждением не согласны – их наблюдения за мальчиком не позволяют сделать столь оптимистичные выводы.

Родителей к малышу не пускают вовсе не из-за каких-то карательных санкций, а по причине банального карантина по гриппу. Забрать ребенка они смогут после того, как организуют за ним присмотр и оформят свое проживание в Петербурге. Папа сообщил, что вопросом «прописки» они уже занимаются, оба ушли в отпуск, чтобы сидеть с сыном, пока на помощь не приедет Сережина бабушка.

«Думаю, что в ближайшее время семья снова будет вместе, и этот неприятный эпизод в их жизни завершится, - говорит Светлана Агапитова. – Родители заверили, что такого больше не случится и, что они готовы к любым проверкам органов опеки».





Выяснив обстоятельства этого дела, детский Уполномоченный посмотрела, как протекает повседневная жизнь Центра медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В. В. Цимбалина. А будни у него более чем насыщенные. Поскольку это единственное учреждение, занимающееся не только медицинской, но и социальной реабилитацией, востребованность его высокая – из 75 «мест», сейчас заняты 72. Специалисты отмечают, что за последние годы нагрузка выросла, и теперь центр практически всегда полный. Вместе с тем, увеличилось и время пребывания детей. Некоторые проводят здесь по несколько месяцев. Это может быть связано с неопределенным статусом – когда ребенка еще нельзя передать в сиротское учреждение, но и к родителям он уже не вернется. Другой распространённый случай – дети нелегальных мигрантов. Управление Федеральной Миграционной службы по Санкт-Петербургу пока не имеет возможности содержать «кандидатов» на выдворение вместе с их детьми и поэтому пристанищем для маленьких «нелегалов» стали приют «Транзит» и Центр Цимбалина.

Несколько корпусов учреждения обеспечивают весь необходимый для ребенка, оставшегося без попечения комплекс услуг: и медицинскую диагностику, и лечение, и воспитание, и реабилитацию, и досуг. Центр имеет современное оборудование и даже собственную лабораторию, которая позволяет на месте проводить все анализы.

«Помню, как я была здесь после ремонта в 2011 году, и в Центре находилось лишь около 20 детей, - рассказывает Светлана Агапитова. – Последние годы он работает с полной загрузкой, что говорит о его нужности и важности для города. За это время, бывая в регионах, я не раз слышала, как об этом учреждении говорят с завистью и приводят его в пример.

Меня только тревожит, что дети здесь стали задерживаться подолгу, видимо, службы на местах недостаточно активно занимаются устройством или определением статуса. Все-таки надо понимать, что Центр Цимбалина – место для временного размещения. Девчонки мне рассказали, что одна с октября, другая с ноября тут находятся, говорят: «хоть бы уже в детский дом перевели…» Мы выясним причины по наиболее затяжным случаям, но это должно быть исключением, а не правилом. Автоматически встает вопрос с образованием. Если так получается, что ребенок «завис» больше месяца, то ему должны предоставить возможность учиться. И этот вопрос я поставлю перед администрацией Невского района. Так же как и вопрос о необходимости полнее использовать уникальный медико-социальный потенциал центра. Раз он так хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, оставшимися без попечения, там можно было бы проводить, например, диспансеризацию воспитанников сиротских учреждений или реабилитацию детей-инвалидов».

_________

* имя изменено

Также по теме «Дети-сироты »

Все комментарии (2)

Опекуну: Эх, это то еще хорошая ситуация... В Цимбалина жить вполне можно... Это еще далеко не самый худший вариант. Ту вот, похоже, один товарищ на подростковом отделении Скворцова - Степанова своего статуса своего будет ждать, вот это - да...

Arctan1 июля 2016 г. 11:52

Цитата из материала: "Меня только тревожит, что дети здесь стали задерживаться подолгу, видимо, службы на местах недостаточно активно занимаются устройством или определением статуса. Все-таки надо понимать, что Центр Цимбалина – место для временного размещения."

Действительно, это Центр не является местом, где дети должны жить. Но хочется напомнить, что ныне в соответствии со ст. 123 СК РФ помещение в сиротские организации также является "временным, на период до устойства в семью". А такого устройства может и не быть. Так что слово "временно" имеет очень расплывчатые границы.

Далее. Определние статуса. Хорошо, если документы есть, или эти документы можно получить в ближайшее время (например - запросить свидетельство о смерти родителя в соответсвующем органе ЗАГС). А если этот статус нужно получать через судебную процедуру? Только решение вступает в силу месяц! Плюс всё прочее - вот три месяца и набежало. А пока решение не вступило в силу - статуса нет, и соответственно нельзя получить направление в сиротское учреждение.

Из вышесказанного следует, что помимо неких моментов волокиты (ну куда же без нее), есть еще и объективные трудности, предусмотренные (вот такая странность) законодательно.

Выход прост - вернуть былую практику, когда факт отсутствия родительского попечения устанавливался атом органа опеки и попечительства. Экономим три месяца времени, разгружаем суды, получаем на выходе быстрое устойство ребенка под надзор. Но - Комитет по соцполитике имеет иное мнение. Очевидно, есть на это свои причины. И поэтому определения статуса не всегда происходит быстро.

опекун17 февраля 2016 г. 11:03




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00