Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Куда делись «одежные» деньги?

Совсем недавно Светлана Агапитова выезжала в один из профессиональных лицеев Петербурга, где есть подразделение «Детский дом». Причиной визита стала анонимная жалоба на руководство учреждения. Не прошло и недели, как по аналогичной причине Уполномоченный по правам ребенка посетила «Индустриально-судостроительный лицей», где тоже есть отделение для детей, оставшихся без попечения родителей. В этот раз, вместе со Светланой Агапитовой отправились и сотрудники розыскного отдела ГУ МВД. По их словам, учебное заведение доставляет немало хлопот и волнений их департаменту.

Народу на встречу с детским Уполномоченным и полицией собралось довольно много – в актовом зале практически не было свободных мест. Пришли не только ребята, но и воспитатели.


Светлана Агапитова предложила сначала всем вместе обсудить общие проблемы, а потом уже отдельно с ребятами поговорить о полученной жалобе. Такой порядок возражений не вызвал, и первое слово взяли полицейские. Они высказали накопившиеся претензии к тому, что воспитатели и администрация учреждения ничего не могут поделать с ребятами, которые регулярно совершают самовольные уходы.

Директор Лицея Игорь Куричкис категорически не согласился с такой трактовкой. По его мнению, на 225 воспитанников 3 «бегунка» не так уж и много. Тем более, что эти ребята даже не успели приступить к учебе, и практически сразу отправились в длительную «самоволку». Директор также назвал причины, по которым ребята чаще всего не могут адаптироваться в стенах лицея. Далеко не все сюда приходят ведомые желанием получить определенную специальность. Нередки случаи, когда сиротское учреждение, дабы поскорее избавиться от «проблемного» воспитанника, правдами и неправдами уговаривает его «хотя бы подать документы, а потом можно и не ходить…». Ощутив, что здесь дисциплина, режим, мастера, воспитатели, да еще и осваивать какую-то специальность нужно – подросток пускается в бега. А кому то просто «хочется гулять», тусоваться и работающие в лицее кружки и спортивные секции их не привлекают.

«Все-таки, надо пытаться понять – что так не устраивает подростка? Почему он бежит, - вмешалась в разговор Светлана Агапитова. – Если они просто не хотят жить здесь, сейчас есть возможность остаться в своем детском доме, не меняя привычных бытовых условий. Может у кого-то еще какие-то особые обстоятельства, которые требуют индивидуального подхода. Ведь большинство ситуаций разрешимы. И не стесняйтесь обращаться к нам, мы тоже сделаем все, что в наших силах».


Видимо, обсуждение самовольных уходов несколько затянулось, а присутствующие к «бегункам» не относились, «с галерки» раздался справедливый вопрос: «Простите, а по какому поводу нас здесь собрали?».

Недвусмысленный намек был услышан, и полицейские с воспитателями отправились в другое помещение обсуждать сугубо педагогические вопросы, а с ребятами осталась Светлана Агапитова, поговорить «с глазу на глаз» о жалобе. Постепенно выяснилось, что воспитанники не разделяют видение автора анонимки. Детский Уполномоченный по очереди зачитывала основные пункты «обвинения», однако ребята довольно единодушно не соглашались и даже опровергали их. Вообще, после такого детального разбора, стало очевидно, что проживающие в подразделении «Детский дом» «Индустриально-судостроительного лицея» весьма уважительно относятся к воспитателям, педагогам и директору этого учебного заведения. Никаких претензий от себя ребята также не высказали, а к анонимке отнеслись со скептическим презрением, и даже предположили, что это писали не обучающиеся…


Однако, копии этой жалобы были направлены заявителем и в прокуратуру, и в Комитет по образованию, и даже Президенту РФ. Поэтому, всесторонних проверок в ближайшее время лицею не избежать. Поскольку, изложенные в анонимке тезисы, по мнению ребят не более чем пасквиль, мы не будем приводить их содержание.

Кстати, к чести педагогических работников стоит отметить, что вопросов с «невыдачей на руки паспортов совершеннолетним воспитанникам» здесь нет. Подростки сказали, что документы выдают, но постоянно объясняют, что не нужно бездумно тратить все деньги, накопленные на личных счетах, а лучше приберечь их для начала самостоятельной жизни.

И все же, проблемы у ребят имеются, но на уровне неподвластном администрации лицея. Первая касается единовременного пособия на приобретение одежды. Его должен выплачивать регион, когда сирота заканчивает школу, и начинает свое профессиональное образование. Однако, подростки из Ленобласти, поступившие в Питерские учебные заведения «одежных» денег не получают. Вразумительных объяснений этому пока нет.

Другая дискриминация коснулась ребят, имеющих коррекцию развития 8-го вида. Согласно изменениям федерального законодательства, вступивших в силу в этом году, эти сироты не считаются «обучающимися», а отнесены к «слушателям», и на этом основании их лишили стипендии.

«О несправедливости в отношении учеников с коррекцией, нам было известно, и мы уже обратились по этому поводу в Министерство образования, - говорит Светлана Агапитова. – А вот о невыплатах «областным детям пособия на приобретение одежды – слышу впервые. Это очень странная позиция областных социальных служб. Надеюсь, что это просто недоразумение, и мы в ближайшее время проясним этот вопрос».

После столь обстоятельного разговора «тет-а-тет» ребята пригласили детского Уполномоченного посмотреть их комнаты – со многими Светлана Агапитова знакома уже несколько лет по встречам в детских домах и летних лагерях. Показывая свое нынешнее жилища, подростки рассказывали, что условиями здесь они вполне довольны, но вот «хорошо бы «вай-фай» по всему зданию» и еще тренажерный зал прямо в корпусе общежития. Хотя, в 50 метрах есть оборудованный спортивный зал, а свой собственный интернет у каждого в телефоне, но кто же не стремится к большему комфорту. Светлана Агапитова передала эти пожелания руководству лицея.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id5775