Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Сходства и различия «детских» проблем Северо-Запада

В ходе второй части Координационного совета Уполномоченные Северо-Запада обсудили проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе защиты прав детей. За последний год в силу вступили несколько важных федеральных законов, и субъекты РФ столкнулись с различного рода трудностями в их реализации.


Уполномоченному в Ненецком АО Татьяне Гашевой поступают жалобы родителей, связанные с введением обязательных выпускных экзаменов детей с ограниченными возможностями здоровья. По новому законодательству, после девятого класса «особые» дети должны сдавать ГВЭ - государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ. «Во время этого испытания дети переживают сильнейший стресс. Многие из них не собираются дальше продолжать обучение. Кроме потрясений им этот экзамен ничего не даёт», - считает Татьяна Гашева. Она предложила внести изменения в законодательство, чтобы ГВЭ был не обязательным, а ребенок мог сам выбирать, сдавать или нет такой экзамен.

Как отметила Светлана Агапитова, в Петербурге подобных трудностей нет. Согласно Порядку проведения ГВЭ Минобра, условия организации и проведения экзамена для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. В зависимости от потребностей, ребенок может сдавать экзамен в отдельном кабинете или даже у себя дома, ему могут позволить делать перерывы и работать в подходящем для него темпе. Главное, чтобы эти условия были прописаны в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. А обеспечить их – задача ответственного органа исполнительной власти субъекта.

Комитет по образованию Петербурга провел серьезную работу в этом направлении, поэтому ни одного обращения с жалобами на нарушение прав детей с ОВЗ Уполномоченному по правам ребенка не поступило.

Дети, которые учились в коррекционных школах, сдавали ГВЭ в привычной им обстановке: пункт приёма экзамена был организован прямо в образовательном учреждении. К ребенку, которому было рекомендовано сдавать экзамен дома, приезжала специальная комиссия, комнату оснащали камерами, чтобы фиксировать всё происходящее.

Светлана Агапитова поделилась с коллегами из регионов нормативно-правовой базой и порядком организации дополнительных ППЭ, чтобы опыт Петербурга распространить в других регионах Северо-Запада.

С 13 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон*, по которому запрещен ввоз лекарств, не прошедших в России соответствующую сертификацию. За распространение незарегистрированных или фальсифицированных медицинских препаратов предусмотрена уголовная ответственность. Но при этом от ряда препаратов, несертифицированных на территории России, зависит жизнь пациентов с редкими заболеваниями.


При этом закон допускает, что определенную партию незарегистрированных лекарств можно ввезти для оказания помощи конкретного пациента. Светлана Агапитова рассказала, как этот механизм действует в Северной столице: «По каждому случаю мы обращаемся в Комитет по здравоохранению с просьбой обеспечить ребенка незарегистрированным препаратом. При этом прикладываем заключение врачебного консилиума, согласно которому больному ребенку требуется именно это, и никакое другое лекарство. Пока отказов от Комитета не было», - заметила петербургский Уполномоченный.

А вот вопрос снятия инвалидности у детей одинаково болезненный для всех регионов. В прошлом году вступили новые правила установления инвалидности, утвержденные Приказом Министерства труда. Теперь получить статус инвалида, а вместе с ним социальную поддержку, стало намного сложнее.

«Вот у нас в Вологодской области у малыша вырезали больную почку, -привела пример Ольга Смирнова. - Инвалидность с него сняли: парный орган, вторая почка здорова, значит, жизнедеятельность ребенка не ограничена. А лекарства для поддержания покупать всё равно надо.

Другой пример: инвалидность отказали продлевать девочке, у которой сколиоз 4-й степени, она носит корсет, который нужно периодически заменять на новый. Но ведь от того, что сняли инвалидность, здоровым-то ребенок не стал», - с сожалением заметила вологодский омбудсмен.

Если районная МСЭ не признала ребенка инвалидом, то родители вправе подать в Главное бюро региона, а потом - в Федеральное. «Мы обращались в Москву порядка 20 раз, пытались обжаловать отказ. И только в пяти случаях решения региональных МСЭ были признаны неправомерными», - поделилась информацией Светлана Агапитова.

Детские Уполномоченные пришли к выводу, что новый приказ Минтруда составлен вопреки интересам детей. Омбудсмены готовы обратиться в Генеральную прокуратуру, с просьбой проверить, насколько Приказ ущемляет права ребенка, закрепленные российским законодательством.

Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Дмитрий Шахов рассказал о трудностях опекунов, которым банки отказывают открывать номинальный счет. Раньше все полагающиеся подопечному выплаты зачислялись на счет в банке, открытый на его имя. Опекун несовершеннолетнего мог ежемесячно снимать эти средства в пределах прожиточного минимума, или получать разрешения органа опеки, если требовалась большая сумма.


С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Гражданском кодексе РФ. Теперь причитающиеся ребенку выплаты могут переводиться на номинальный счет опекуна, при этом согласия органа опеки для пользования этим депозитом уже не требуется.

На практике оказалось, что, банки до сих пор технически не готовы открывать новый вид счетов. Детские Уполномоченные решили обраться в Центробанк с просьбой обязать банки ускорить процедуру открытия номинальных счетов.

Еще одним примером, как новые нормативно-правовые акты опережают возможности их применения показала реализация закона «Об образовании». Как заметила Татьяна Гашева, согласно этому документу обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условиями для получения образовательных услуг. Это понятие включает, в том числе, предоставление услуг ассистента, оказывающего особому ребенку необходимую техническую помощь. Но при этом в школы такие должности не вводят, потому что инструкции для этих специалистов до сих пор не разработаны.

Татьяна Гашева предложила коллегам обратиться в Министерство труда с просьбой ускорить разработку должностной инструкции помощникам-ассистентам.

Еще один важный вопрос детского здоровья, который не смогли обойти детские Уполномоченные, касался права несовершеннолетних принимать решения о своем здоровье, не спрашивая родителей. По закону**, несовершеннолетние старше пятнадцати лет (а в случае наркозависимости шестнадцати лет), могут самостоятельно давать согласие или отказ на медицинское вмешательство. Все чаще возникают случаи, когда это наносит вред самим детям.

В Петербурге, например, живет подросток, который страдает ВИЧ-инфекцией и отказывается от медицинской помощи, в Ненецком округе дети не хотят лечить зависимость от спайсов, а заставить их родители не могут, потому что это им не позволяет закон.

Поскольку ребенок считается совершеннолетним только после 18 лет, то до этого возраста ответственность за него несут родители. Однако получается, что дети в 15 лет могут сами принимать такие важные для своего здоровья решения. Уполномоченные задумались о возможном внесении поправок в закон, **чтобы в особенных случаях, таких как медицинские аборты, и вопросы лечения нарко – и алкогольной зависимости, решения вместе с детьми принимали родители.

Следующая встреча Уполномоченных по правам ребенка состоится осенью в Мурманске. К этому моменту детские обмудсмены проанализируют все озвученные коллегами проблемы, поищут решения со специалистами своих регионов. Если к осени не удастся решить проблемы на уровне местного правительства, то предложения Координационного совета будут направлены федеральным властям.

*Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок".

** ч. 2 ст. 54 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Эта история целиком

Также по теме «Съезды Уполномоченных по правам ребенка»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00