Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

«Приговорили к воспитательной, а отправляют в исправительную…»

Жалобы от «подопечных» системы исполнения наказаний приходят в адрес детского Уполномоченного довольно редко. Светлана Агапитова часто бывает в этих учреждениях, и у содержащихся под стражей несовершеннолетних есть возможность высказать свои претензии лично. Сотрудники ФСИН всегда готовы к сотрудничеству и делают все возможное для разрешения спорных вопросов. Не исключение и Следственный изолятор № 5, в котором имеется отделение «Мать и дитя», где содержатся подследственные или осужденные, ожидающие этапирования женщины с детьми.

Именно на это учреждение пожаловалась гражданка Болконская* в письменном обращении детскому Уполномоченному. Она сообщала, что там находится ее несовершеннолетняя дочь Александра*, осужденная за убийство, со своим 9-месячным сыном Афанасием*. Суть претензии заключалась в том, что подростка собираются этапировать в исправительную колонию, в то время как, учитывая ее возраст, она должна направляться в воспитательную (для несовершеннолетних). Немногословное послание, состоявшее из трех предложений, завершалось более чем лаконичным обобщением: «В СИЗО дети погибают». Ни дать, ни взять готовый заголовок журналистского материала – мечта «желтого» издания.

Чуть более года назад, жалобы на условия содержание матерей с детьми в изоляторе действительно были. Конечно, никто там не погибал, но недовольства имели под собой основания. Увеличилось количество подстражных этой категории, и администрация изолятора была вынуждена разместить их в наспех подготовленное помещение, которое было более чем спартанским. Также выяснилось, что в смете расходов СИЗО не предусмотрена такая статья, как питание детей, а эти деньги приходилось «выкраивать» из довольствия служебных собак и регулярно получать за это взыскания от проверяющих органов. Тогда детский Уполномоченный и руководство изолятора определили пути выхода из сложившейся затруднительной ситуации. Для мам с детьми, которым не хватило место на оборудованном отделении «Мать и дитя» подобрали помещение, в котором можно было быстро создать вполне приемлемые условия содержания. Относительно расходных статей на содержание ни в чем не повинных малышей, было подготовлено соответствующее обращение об изменении нормативной базы.

С момента последнего визита сменился начальник СИЗО № 5, но все достигнутые тогда договоренности соблюдаются и по сей день. Дополнительное помещение отделения «Мать и дитя» обжито и функционирует, а в смете расходов учреждения появилась статья на содержание детей, которая обеспечивается в соответствии с нормами дома ребенка. Более того, благодаря инициативе нового начальника изолятора, подполковника внутренней службы Владимира Ивановича Лиховида, создан попечительский совет, который по мере возможностей обеспечивает подстражных с детьми тем, что не предусмотрено нормативами, но в современном мире уже считается необходимостью, например – памперсами. Также, в течение июля в прогулочном дворе будет построена специально оборудованная детская площадка.



Несмотря на то, что детский Уполномоченный приехала без предупреждения, Владимир Иванович выразил полнейшую готовность рассмотреть любые жалобы и сразу предложил пройти к заключенным, пообщаться с ними и посмотреть все своими глазами.

Вряд ли у кого то из посетивших отделение «Мать и дитя» СИЗО № 5 сложится ощущение, что здесь «дети погибают» – подобные утверждения не более чем блеф, чтобы не сказать жестче. Но оставим это на совести заявительницы. А вот проблемы и жалобы действительно есть. Основная из них – однообразие детского питания. Но тут, ради справедливости стоит сказать, что администрация изолятора, как и других казенных учреждений, стали заложниками Федерального закона, регламентирующего госзакупки. В условиях обезличенности поставщика, выигравшего конкурс повлиять на расширение ассортимента просто невозможно, а указывать конкретные наименования продуктов запрещает закон. Все, что приносят родственники в передачах, подвергается досмотру, а вскрытые банки долго не хранятся. Это тоже вызывает недовольство, но таковы правила – факты проноса наркотиков и прочих запрещенных предметов имеют место быть, и обязанность сотрудников изолятора пресекать любые возможности.

Жалобы на перебои и недостаточное количество памперсов начальник изолятора отмел сразу – сей предмет гигиены, хоть и очень удобен, но его закупка на государственные деньги не разрешается. Все те блага цивилизации, что выдают мамам – добрая воля благотворителей. Тем не менее, Владимир Лиховид пообещал, что все, отправляющиеся на этап будут обеспечены запасом детского питания и памперсов.

В очередной раз обозначился вопрос с прививками, который обсуждали и в прошлый визит. Однако, тут нет четкого понимания где должны их делать – здесь, в изоляторе, или уже по прибытию к месту отбывания наказания. С одной стороны, отправлять по этапу мать с непривитым ребенком опасно – мало ли что он «подцепит» в дороге. С другой стороны, после противотуберкулезной вакцины БЦЖ необходимо дождаться реакции, что в свою очередь может сорвать этапирование. В довершение ко всему, в Петербурге уже 2года реализуется некий пилотный проект, «благодаря» которому, медицинский блок выведен из подчинения Северо-Западного Управления ФСИН. То есть, начальник изолятора повлиять на свою медчасть не может, и это порождает множественные организационные нестыковки.


«Мы обязательно постараемся прояснить эту «прививочную неразбериху» в отделении «Мать и дитя», - говорит Светлана Агапитова. – Встретимся с руководством УФСИН, их медицинским начальством и попытаемся прийти к какому-то единому порядку действий, наиболее благоприятному для сохранения здоровья малышей.

Поговорила я и с Александрой*. Условия содержания у нее – хорошие, всем необходимым она и малыш обеспечены. Что же касается отбывания наказания, то это ее персональный выбор. Она могла передать ребенка под опеку матери и отправиться в воспитательную колонию для несовершеннолетних. От этого она отказалась сознательно, оставив ребенка у себя. Соответственно, ее и направили в женскую колонию, где содержатся осужденные мамы с маленькими детьми. У самой Александры жалоб нет, и она подтвердила, что не расставаться с ребенком – ее осознанное решение.

Ситуация, конечно, редкая. Мы еще обсудим ее с руководством и юридической службой УФСИН по Петербургу и, может быть, в порядке исключения …».

_______________________

* Имена и фамилии изменены

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id4806