Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Еще одним детским домом станет меньше…


Не успели затихнуть споры и возмущения по поводу закрытия 51-й коррекционной школы-интерната, как аналогичная перспектива замаячила перед еще одним учреждением. 14-й детский дом Петроградского района прекратит вероятнее всего свое существование до конца этого года. Сомнения пока лишь в конкретной дате закрытия. Все-таки, это учреждение, где живут дети и работают люди – невозможно просто прийти утром и повесить на дверях замок с табличкой «Закрыто». Не будет преувеличением сказать, что от деликатности и продуманности действий организаторов подобных ликвидаций зависят судьбы людей.

О том, что принято решение закрыть детский дом №14 Уполномоченный по правам ребенка узнала… случайно. Светлану Агапитову попросили помочь с организацией летнего отдыха для четверых ребят, относящихся к категории «трудные подростки». Отправлять в обычный лагерь их не решились, а оставлять на лето в городе – сознательно усугублять «трудность» этих молодых людей. Детский Уполномоченный удивилась, что такой важный момент не был продуман заранее, после чего и выяснилось, что планировать то, собственно было и некому – директора детского дома № 14 уволили, после выявленных проверками многочисленных нарушений, касающихся в том числе и питания. Само учреждение районные власти намерены закрыть не то к сентябрю, не то к декабрю.


Светлана Агапитова договорилась, что лагерь «Мехбаза», специализирующийся на организации отдыха для «трудных», примет к себе еще четверых ребят, а сама направилась в 14-й детский дом, чтобы на месте узнать подробности предстоящих реорганизаций.

Сейчас учреждением управляет Владимир Фролов, ранее работавший заместителем директора 23 детского дома того же Петроградского района. Кстати, туда и планируют перевести всех «обездомленных» воспитанников, количеством 30 человек. Как пояснил Владимир Фролов, официального постановления о закрытии еще нет, но практически все в учреждении об этом знают. Ясно, что восторгов по этому поводу никто не испытывает, хотя определенные проблемы есть и в трудовом коллективе, и в работе детского дома и с самими воспитанниками. Дело в том, что за последний год сюда перевели очень много проблемных детей из других учреждений. Об усилении же воспитательского состава никто не позаботился, хуже того, досуговая работа вообще была не на должном уровне.


«Пока еще я только вникаю в дела, но понимаю, что ни одного кружка толком не работало, - поясняет нынешний директор. - Да и ребята говорят, что здесь очень скучно. Из педагогов дополнительного воспитания я видел только преподавателя музыки…».

Впрочем, воспитанники не только устно сетуют на отсутствие досуга. Один подросток, требующий его отпустить на лето, написал на имя директора такое лаконичное заявление: «Уезжаю на лето, так как здесь невозможно находиться!».

«Меня тревожит эта сумбурная суетливость, с которой взялись за реорганизацию сиротских учреждений, - говорит Светлана Агапитова. – Как-то все в спешке, не продуманно, не проработано. Об адаптации переезжающих воспитанников никто не заботится, воспитательский состав держат в неведении. Мы, конечно, выясним все обстоятельства и потребуем, чтобы с детьми и взрослыми обращались по-человечески. Сейчас, пора летних каникул и все сидят буквально «на чемоданах». Но надо понимать, что организаторам за этот период нужно проделать очень много работы, чтобы этот переезд прошел максимально безболезненно.

Еще меня удивляет, что из всех установок Национальной стратегии действий в интересах детей особенно рьяно взялись за один «бездушный» параметр – количество сиротских учреждений. О том, что есть еще такой показатель как количество детей без родителей, то, что детские дома должны быть малокомплектными – это как то напрочь забыто. Ключевой все-таки параметр – число детей, нуждающихся в семье, а оно у нас пока, к сожалению, не уменьшается».


Курс на сокращение количества детских домов в нашей стране определен четко и на самом высоком уровне. Идеология, заложенная в основу этой цели, тоже не вызывает сомнений – ребенок должен воспитываться не в учреждении, а в семье. Однако, самые благие начинания «верхов» могут споткнуться об исполнение «низов». Ведь если к делу подойти формально, то можно довести до абсурда любую идею. К примеру, сокращение количества учреждений может быть никак не связано с численностью детей-сирот в регионе. Закрыли 5 домов по 30 мест и оставили один на 150. Формально – здорово, молодцы! В пять раз сократили количество сиротских учреждений, можно красиво отчитаться «наверху». В реалиях – детей, нуждающихся в родителях, не стало меньше, а жить в детском доме с такой численностью гораздо хуже…

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id4735