Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Необозримые перспективы Гаагского соглашения

В рамках VIII съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ состоялся Всероссийский семинар "Защита прав детей, родители которых проживают на территории разных государств".

Открывая мероприятие, Павел Астахов отметил, что количество так называемых международных браков из года в год увеличивается. А вместе с тем увеличивается и количество проблем, связанных с судьбой детей, рожденных в таких семьях. Поскольку далеко не всегда родители, принимая решение о разводе, готовы договариваться. Ситуацию также усугубляет незнание или нежелание признавать законы государства, гражданином которого является второй супруг.

Керстен Хитхаммер-Юргенс, адвокат в сфере частного права Германии, рассказала о новом проекте Евросоюза по применению Гаагских конвенций 1980 и 1996 года в России.

Первая из них вступила в силу в 1983 году, и в настоящее время к ней присоединилось 90 государств. В том числе, и Российская Федерация - в 2011 году. Однако, для того, чтобы данный документ начал действовать, новый участник должен быть признан всеми другими странами. Россия пока признана только 29-ю, 14 из которых - страны ЕС. (Германия в их число не входит).

Причин для использования процедур Конвенции масса. Но все они сводятся к единому знаменателю - десятки тысяч детей, вывезенных в другие страны, должны иметь возможность общаться и с мамой, и с папой.

Специалист привела пример молодой семьи, в которой муж является гражданином Израиля, а жена - гражданкой России. Допустим, познакомились они в Париже и там же родили ребенка. А потом переехали на родину мужа, где малыш прожил большую часть своей жизни. Однако у родителей что-то не заладилось, и мать решила вернуться домой - естественно, вместе с сыном, хоть отец и возражал. Задаваясь вопросом, какая из стран должна решать судьбу этого ребенка, эксперт отвечает - Израиль, поскольку именно там он проживал всё это время.

При этом, как отметила ведущий эксперт проекта ЕС Эльга Сюкияйнен, вовсе не обязательно мальчик навсегда останется в Израиле. Гаагское соглашение не определяет место жительства ребенка, а только возвращает его в государство, где в судебном порядке будет принято данное решение. Это важно, поскольку нередко разные государства принимают по одному и тому же делу решения, противоречащие друг другу. И в итоге, ни одно из них не исполняется.

По словам главного советника Государственно-правового управления Президента РФ Татьяны Семиной, само по себе присоединение к Конвенции вовсе не означает, что она сразу же начнет действовать. Этому моменту предшествует большая работа, в частности, по приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами, разработке необходимых механизмов и алгоритмов. Первые шаги уже сделаны - определен Центральный ответственный орган - Министерство Образования. Но этого недостаточно, поэтому пока все подобные ситуации придется решать в "ручном режиме".


Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган поделился собственным опытом работы. Гражданка РФ попыталась вывезти сына из Норвегии. Но после обращения мужа-иностранца в профильные ведомства Королевства, "беглянку" задержали в аэропорту и изъяли ребенка.

Пытаясь помочь матери, Детский Уполномоченный вел продолжительную переписку с органами власти Норвегии, МИДом. Однако все ведомства вежливо отвечали, что они не в праве препятствовать действиям опеки.

Поскольку данный случай далеко не единичный, омбудсмен вышел непосредственно на администрации приграничных населенных пунктов Норвегии и договорился с ними о сотрудничестве по данному вопросу. В частности, по ведению совместной просветительской работы со "смешанными" семьями.

Наталья Тригубович, эксперт Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, рассказала, как подобные проблемы решает аппарат федерального Детского Уполномоченного. В первую очередь, это консультативная работа - заявителям разъясняется порядок возможного возвращения ребенка. И, к сожалению, в большинстве случаев, на этом помощь и заканчивается. Поскольку до принятия соответствующего закона, в нашей стране механизмы Конвенции не работают.

В дополнение к информации о первых шагах России навстречу Гаагскому соглашению, эксперт сообщила о том, что уже определены 8 судов, чьи сотрудники пройдут специальную подготовку и будут заниматься данной категорией дел. Но когда граждане увидят эту систему в действии - еще неизвестно.

Светлана Агапитова: "Нам довольно часто приходится сталкиваться с проблемой определения места жительства и порядка общения с ребенком. В том числе, в тех случаях, когда родители являются гражданами разных государств. МИД и большинство Консульств, в которые мы обращались, охотно идут на контакт и действительно помогают найти и вернуть "пропавшего" ребенка. Однако, пока взрослые люди не договорятся между собой, ситуация будет повторяться снова и снова. В этом вопросе весьма эффективна служба медиации, которая была создана нами специально для таких сложных случаев. Как показывает практика, в семейных делах мирный диалог, выстроенный при участии профессиональных психологов, оказывается более действенным средством, чем принудительные меры и судебные решения".

Эта история целиком

Также по теме «Съезды Уполномоченных по правам ребенка»



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00