Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

10 заповедей «Новой жизни»

Со следующего года в силу вступит закон, вводящий тестирование учащихся на наркотики. Вопрос о том, надо его проходить или нет, законодатели оставили на откуп родителям. Подростки старше 15 лет и вовсе будут делать этот выбор самостоятельно. Насколько будет эффективно такое исследование – покажет время. Сегодня важно другое – что будет с теми, кого «выявят»? Вероятнее всего, ничего не будет. Ну, разве что – общественное порицание.

Те, кто, так или иначе, сталкивался с наркоманией, знают, что это тот недуг, в избавлении от которого, решающую роль играет не лечение, как таковое, а длительная реабилитация и последующее сопровождение. Но беда в том, что в Петербурге нет государственных центров, оказывающих подобные услуги.

Зато в нашем городе есть люди, которым не нужно доказывать, что реабилитационные центры для наркоманов нужны. Они поняли это 18 лет назад. Поняли и создали такое учреждение. Так началась «Новая жизнь». И вот уже почти 2 десятилетия здесь дают последний шанс тем, кто на себе ощутил дыхание смерти…


Светлана Агапитова посетила одно из двух отделений АНО «Новая жизнь», расположенное в деревне Котлы Кингисепского района. И, несмотря на то, что этот реабилитационный центр работает в основном с совершеннолетними, Детский Уполномоченный считает, что их опыт будет очень полезен для создания подобных учреждений, специализирующихся на подростках-наркоманах.

Начиналась «Новая жизнь» в нелегкие 90-е, когда каждый выживал как мог. Сергей Матевосян, помогая друзьям найти их родственника-наркомана, отправился в подвалы одного из спальных районов Петербурга. Обойдя немалое количество «злачных» мест, парня удалось найти, однако увиденные сцены из жизни «на дне» не могли не потрясти. У Сергея был выбор – забыть все как страшный сон или попытаться что-то сделать для этих людей, погребенных заживо в грязных подвалах мегаполиса. И он попробовал, собрав вокруг себя несколько таких же энтузиастов.

Чего только не было за эти трудные 18 лет. Без преувеличения можно сказать, что история «Новой жизни» - это летопись борьбы за человеческие жизни. И сегодня им есть чем гордиться: более 700 человек имеют стойкую ремиссию от года до 17 лет, у выпускников Центра родилось около 400 детей. Вероятнее всего, сейчас этих людей попросту не было бы в живых, если бы в их судьбе не появилась «Новая жизнь».


Что представляет собой реабилитационный центр? Это две закрытых территории – одна раньше принадлежала психиатрической больнице, другая – воинской части. Попасть сюда может любой желающий и совершенно бесплатно. Единственный критерий – твердое намерение избавиться от пагубной привычки. На собеседовании претендента знакомят с внутренними правилами и без прикрас рассказывают о «Новой жизни». Если кандидат считает, что такие порядки не для него – никто его не удерживает. Вся идеология держится на «10 заповедях «Новой жизни»: не курить, не принимать наркотики, не употреблять алкоголь, не вступать в интимные отношения, не применять любые формы морального и физического насилия, не выражаться нецензурно, не воровать, не лгать, не выходить за территорию Центра, не нарушать распорядок дня.

Полный курс включает в себя 12 месяцев социальной реабилитации, 4 месяца стажировки в условиях загородного центра и 4 месяца адаптации в городском подразделении.



Как прийти, так и уйти из «Новой жизни» можно в любой момент и по своему желанию. Причем, тех, кто не выдержал и покинул центр, а затем снова решил вернуться – принимают обратно. Но программа начинается заново. На первый взгляд напоминает «метод соленого огурца» - сорванный с грядки овощ погружают в рассол и по прошествии определенного времени, он сам того не подозревая, становится соленым. Так же и здесь – индивид помещается в определенную среду и спустя некоторое время… Но человек – не овощ, и одним «рассолом» не обойдешься. Поэтому, здесь нет универсального рецепта – общие только правила, а подход к каждому индивидуальный. В центре практикуется система социального сопровождения «старший-младший» - когда «старожилы» помогают новичкам справиться с теми трудностями, которые они преодолели в свое время. И все же основную роль в «Новой жизни» играет трудотерапия. Центр существует не только на благотворительность, но и многое делает своими руками. Помимо полного самообслуживания, реабилитанты заняты выращиванием сельскохозяйственной продукции, работой в производственных мастерских, ремонтом зданий, в которых живут. Овощами «Новая жизнь» не только полностью обеспечивает свои нужды, но и может позволить себе реализовать излишки. В прошлом был и животноводческий опыт, но суровые условия нашей экономики свели на нет все старания терапевтической коммуны.

Идеологической работе также уделяется немало внимания. Основной вектор психологического воздействия направлен на сознательное избавление от любых зависимостей. Именно поэтому здесь категорически запрещено даже курение. Реабилитантам объясняют, что «все начинается с сигареты» – подчинившись этому «злодею», ты потенциально открываешь двери сознания для других вредных пристрастий. В тоже время всячески поощряются любые примеры, когда человек смог что-то изменить, побороть в себе. В Центре существует такая прописная истина: «Быть наркоманом – это плохо! Быть бывшим наркоманом – это круто!».

Кстати, если уж зашла речь об идеологии – в терапевтической коммуне нет телевизора. И этому есть вполне логичное объяснение. В тяжелый период, когда человек пытается избавиться от сильной зависимости, ему крайне необходима психологическая поддержка, ощущение спокойствия и защищенности. Видеоряд же наших «голубых экранов» создает атмосферу совершенно противоположную. Хоть телевизор и не входит в «10 заповедей», но фактически он приравнен к курению – то маленькое зло, которое способствует порождению демонов, пожирающих человека.



Еще одна любопытная и неожиданная черта «Новой жизни» - здесь нет врачей. Если нужна какая-то медицинская помощь – пользуются услугами учреждений здравоохранения. В самом процессе реабилитации медики не участвуют. Специалисты Центра вообще уверены, что тяжесть «ломки» сильно преувеличена в коммерческих целях. И все же, своим подопечным они предлагают не только так называемую «сухую ломку» - отказ от наркотиков без медикаментозной поддержки. По желанию реабилитант может пройти детоксикацию в клинике, а потом уже отправится в «Новую жизнь».

Вообще, специалистов Центра можно с интересом слушать бесконечно долго, как любого человека, искренне увлеченного своим делом. У них профессионализм особого рода – выстраданный и приобретенный на нелегком собственном и чужом опыте. Они не просто работают здесь, а скорее своим примером участвуют в создании нормального образа жизни – новой жизни.

Эффективность же такого подхода и применяемых методов подтверждена исследованиями Федерального бюро медико-социальной экспертизы минздравсоцразвития РФ и Международным центром социологических исследований под руководством академика В.Н. Лазарева. Результат осуществляемой реабилитации оценен в 59,2%.

Хотя, несмотря ни на что, всегда найдется скептик, готовый упрекнуть в излишне строгих ограничениях и даже попрании человеческих прав. Однако, у идеологов «Новой жизни» есть вполне логичный ответ:

«Мы не нарушаем прав человека, мы в приоритетном порядке отстаиваем его главное право – на жизнь. Когда он вернет его себе – он будет волен выбирать, как ему жить дальше».

К тому же стоит повторить, что здесь никто никого не держит, и тех, кто покинул «Новую жизнь», не осуждают и не считают пропащими.


«В нашей работе нет начала и конца – это непрерывный процесс, который нельзя останавливать, - говорит Сергей Матевосян. - Мы никогда не отказываем в помощи людям, которые однажды не выдержали и ушли от нас. В какой-то степени это нормально. Мало кому удается пройти этот нелегкий путь с первого раза. У нас на глазах были примеры, когда ребята по три раза сбегали, а сейчас уже больше 10 лет в стойкой ремиссии, нашли себя, работают, завели семьи, растят детей. Если человек хочет бороться – у него есть шанс, и мы ему обязательно поможем, но легких побед здесь не бывает».

«Опыт «Новой жизни» очень интересен и крайне полезен, - считает Светлана Агапитова. – По моему глубокому убеждению, городу необходим реабилитационный центр для несовершеннолетних.

С введением добровольного тестирования неизбежно возникнет глупая ситуация. Допустим, кто-то соглашается его пройти, и мы выявляем подростка, употребляющего наркотики. Что город сможет ему предложить? Практически ничего. Да ведь у нас и по официальным данным, которые привел главный нарколог Петербурга Александр Софронов, на учете состоят всего 16 наркозависимых подростков

Чтобы от тестирования был эффект, и родители, и дети должны видеть в нем помощь и возможность выбраться из этой беды, а не одну лишь перспективу наказания. Без системы реабилитации мы не добьемся главной цели – избавления подростков от наркотической и алкогольной зависимости.

Общественным организациям трудно работать с несовершеннолетними – они сразу сталкиваются с множеством бумаг. Если бы эту процедуру унифицировала и отработала государственная структура, всем бы было намного проще. А то у нас получается, что пока подросток где-то в подвале умирает со шприцем в руке – все по закону. Но стоит кому-то взяться за него – сразу обнаруживаются нарушения.

Мы обсуждали эти проблемы на Экспертном совете и пришли к выводу, что систему выявления и помощи нужно разработать и закрепить в городской программе. Ключевую роль в этом процессе должен играть реабилитационный центр.

К такой работе надо активно привлекать тех, у кого есть богатый позитивный опыт, наработки, методики, и специалисты «Новой жизни» для нас – надежные союзники в борьбе с наркоманией и алкоголизмом в среде подростков».

Также по теме «Наркотическая и алкогольная зависимость»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00