Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Жилье сирот будут защищать на федеральном уровне

В Следственном комитете Российской Федерации состоялось заседание консультативного совета по вопросам помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. В мероприятии под председательством Александра Бастрыкина приняли участие сотрудники центрального аппарата СК России, заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецовой, советник Генерального прокурора Александр Сухарев, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова и др.


На повестке дня стоял вопрос выработки мер по противодействию криминальному отъему жилья у сирот. Во вступительном слове Александр Бастрыкин отметил, что данная проблема осложняется еще и тем, что дети, оказавшись на улице, зачастую попадают под влияние асоциальных групп и преступных организаций. Либо сами оказываются жертвами преступлений.

Руководитель управления процессуального контроля за расследованием уголовных дел в федеральных округах Ольга Куликова отметила, что можно выделить две основные причины, по которым сироты чаще всего лишаются крыши над головой: криминальный отъем или недоработка должностных лиц. По данным специалиста, за 2012 и первое полугодие 2013 года в России возбуждено 29 уголовных дел о халатности и превышении должностных полномочий чиновников, по вине которых дети-сироты остались без жилья и 286 дел по ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» в отношении руководителей сиротских учреждений.

Заместитель председателя Совета РОО «Союз ветеранов следствия» Владимир Донцов высказался о необходимости создания единого федерального учета сирот, нуждающихся в обеспечении жильем. По его сведениям, в настоящее время в России порядка 103 тысяч детей данной категории. В одних субъектах они обеспечиваются за счет регионального бюджета (как в Санкт-Петербурге), в других требуется федеральное дофинансирование. Но общей схемы, увы, пока нет.


Светлана Агапитова рассказала об опыте Санкт-Петербурга и высказала свои предложения по совершенствованию системы защиты жилищных прав детей-сирот.

«В мой адрес неоднократно поступали обращения от воспитанников детских домов, ставших жертвами мошенничества. И, к сожалению, не всегда этим молодым людям удавалось помочь...».

Первая причина – недостаточное внимание правоохранительных органов к данной проблеме. Как показывает практика, следователи МВД, которые в случае неудачи спускали дела «на тормозах». Прокуратура, выявляя эти случаи, снова направляла материалы в полицию на доработку. В итоге, цикл повторялся, а результата так и не было.

«Я считаю, что эти дела, в силу сложности и социальной значимости, должны перенаправляться в Следственный комитет. Причем, каждый подобный случай должен быть на личном контроле руководителя Следственного управления региона», - предложила Светлана Агапитова.

Вторая причина – незащищенность бывших воспитанников сиротских учреждений, которые, не имея социального опыта, становятся легкой добычей для криминальных элементов. В качестве возможного решения Уполномоченный предложила дать выпускникам возможность, по желанию, продлять срок взаимодействия с органами опеки по вопросам контроля за жилыми помещениями до и после 23 лет. Такое социальное и юридическое сопровождение позволит сохранить собственность до тех пор, пока выпускник твердо не «встанет на ноги».

В качестве законодательных проблем, Светлана Агапитова отметила абсурдную федеральную норму* о необходимости принудительного обмена через суд жилых помещений, в которых проживают отцы и матери, лишенные родительских прав. На практике это приводит к тому, что районные администрации заставляют 18-летнего подростка, не знакомого с правовыми механизмами, самостоятельно отстаивать свои права в суде.

Далее, федеральный закон и закон Санкт-Петербурга, регулирующий данную сферу, говорят о том, что жилые помещения должны предоставляться сиротам по месту жительства, однако единого легального понятия «место жительства» не существует. Для миграционного законодательства оно свое, для жилищного - свое, в итоге власти на местах трактуют это понятие как им выгодно и “футболят” сирот.

В-третьих, законодательство связывает предоставление жилого помещения сиротам с учетной нормой на одного проживающего. Однако на практике данный подход приводит к тому, что сиротам отказывают в предоставлении жилья, заставляя их вселяться в однокомнатную квартиру (либо комнату в коммунальной квартире) с родственниками, которые никогда не участвовали в его жизни и воспитании, либо вообще с посторонними лицами.

Члены Консультативного совета высказали еще ряд предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства, которые заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова обещала поддержать. Также на заседании было принято решение подготовить и направить в Генеральную прокуратуру предложения по взаимодействию со следственными органами по возвращению жилья выпускникам детских домов, утраченного в результате преступных действий.

* Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id4046