Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Сколько я бродил, сколько колесил…


Колпинский детский дом-школа №27 снискал себе дурную славу учреждения, из которого «бегут» воспитанники. Количество самовольных уходов здесь вызывает обоснованную тревогу. На сегодняшний день «в бегах» находятся 3 юноши и 4 девушки. Причем за последний год некоторые ребята объявлялись в розыск по 3, 4 и даже по 5 раз. Пятеро же воспитанников, находились в длительном розыске, причем отправились в загул они в первый же день поступления в детский дом.

На последнем заседании городской комиссии по делам несовершеннолетних эту проблему разбирали и поручили районному подразделению КДН. Колпинские субъекты профилактики также рассмотрели вопрос и решили проблему довольно оригинально – оштрафовали директора детского дома. Учитывая, что за последнее время здесь сменилось 4 директора, недальновидно полагать, что дело лишь в руководителе. Для того, чтобы понять истинные причины большого количества побегов, нужно несколько глубже вникнуть в ситуацию, которая существует в детском доме. Именно с этой целью туда и направилась Светлана Агапитова.


По бытовым условиям 27-й детский дом твердый «середняк» - не выделяется ни в худшую, ни в лучшую сторону. А вот над территорией и вопросом безопасности районным властям стоило бы поработать. Причем речь идет не столько о возможности беспрепятственного выхода воспитанников, сколько об ограничении доступа посторонних. Метровой высоты заборчик абсолютно не останавливает асоциальный элемент, живущий в соседних домах от проведения «культурно-алкогольного» досуга на детской площадке сиротского учреждения. Беспомощность педагогов и воспитателей в наведении порядка на территории тоже можно понять – перспектива получить бутылкой по голове быстро сводит на «нет» эти порывы. Поэтому система видеонаблюдения и охрана здесь – не роскошь, а жизненная необходимость.

Но, конечно же, не в высоте забора кроются причины большого количества побегов. Кстати, педагогический коллектив весьма пристально и детально изучал истоки такого поведения воспитанников.

Одним из наиболее тревожных факторов специалисты считают, что из 104-х ребят, живущих в деском доме, 47 поступило в этом учебном году. Большая их часть – подростки 14-17 лет, на долю которых выпала не самая легкая жизнь. На свойственные возрасту непредсказуемость поведения, подростковый негативизм, неустойчивость нервно-психического склада наложились трудная ситуация в семье, разгульный образ жизни родителей или опекунов, длительное пребывание в различных асоциальный компаниях. Естественно, что в силу возрастных особенностей и предшествующего опыта эти подростки постоянно находятся в поисках собственного «я», пытаются утвердиться любыми способам и стремятся к частой смене мест обитания. Специалисты отмечают у них отсутствие умений и навыков в каком-либо виде полезной деятельности. Неудивительно, что столь «гремучий» коктейль деструктивных устремлений, влившийся в большом количестве в детский коллектив, существенно влияет на дестабилизацию обстановки.


Среди вновь прибывших есть подростки, которые ранее совершали уголовные преступления и неоднократно привлекались к уголовной ответственности. Один воспитанник имеет условную судимость. Когда Светлана Агапитова разговаривала с одним из недавних «бегунков», она заметила у него на руке продолговатую ссадину. На вопрос детского Уполномоченного о происхождении этой травмы, парень охотно пояснил:

- Это «минутка». Быстро трешь ногтем кожу и через минуту – готово.

- Больно?

- Ну так. Щиплет, чешется потом.

- А зачем это?, - недоумевала Светлана Агапитова.

- Не знаю… От нечего делать… , - уточнил мальчишка.

Ясно, что подростка, вдохновенно украшающего себя ссадинами, трудно увлечь плетением из соломки, рисованием, хореографией или каким-то еще видом прикладного искусства, которые обычно практикуют в детских учреждениях.

Педагогический коллектив пытается заполнить досуг подростков занятиями не только полезными, но и интересными для ребят. Работают секции футбола, настольного тенниса, рукопашного боя, кружки «Зарница» и «Пожарный дозор». Однако, необходимо развивать как дополнительное образование, так и систему производственного труда воспитанников, чтобы они смогли реализовать свой трудовой потенциал и приобрести навыки, полезные для самостоятельной жизни.

К сожалению, в своих вполне разумных устремлениях и инициативах, администрация детского дома ни от кого не получает поддержки. А меры воздействия в виде частых смен руководства, лишь добавили нестабильности в педагогическом коллективе. Кроме того, в учреждении с таким сложным контингентом подростков, длительное время психолог отсутствовал вовсе, хотя очевидно, что это направление работы нужно наоборот усиливать.

Остро стоит вопрос и непосредственно с процессом обучения. Крыша здания, в котором ребята учились, пострадала после зимней борьбы со снегом и сосульками. Весенние протечки привели в негодность учебные классы, и районные власти, признав здание аварийным, запретили там учиться. А вот ремонтировать его не торопятся. Адаптироваться в обычных школах, где учатся «семейные» дети, этим ребятам сложно – у многих серьезная педагогическая запущенность. Неудачи же в учебе, порой, служат для них поводом для очередного срыва.

Есть у Детского дома № 27 и еще одна проблема, которую без всесторонней поддержи не решить. За ним закреплен детский оздоровительный лагерь «Романтика», который распложен в живописном месте Ленинградской области. Однако, постепенно строения на его территории пришли в упадок, и в этом году работать он не будет. А когда-то, воспитанники детского дома мечтали о поездке туда, и это было дополнительным стимулом подтянуться в учебе, не нарушать требования режима, слушать воспитателей. Почему бы не вернуть детям право на хороший летний отдых, а преподавательскому составу дополнительный мотивирующий аргумент?

И все же внимания и индивидуального подхода для детей лишенных родителей не заменят никакие материальные блага и стимулы. Одна воспитанница этого детдома сказала в сердцах: «Вы любите нас всех, а нам нужно, чтобы каждого!». А у многих ребят в персональном заключении психолога в той или иной форме записана рекомендация: «Нуждается в общении с очень авторитетным для него взрослым, постоянном внимании и поддержке со стороны этого взрослого».

«Мне уже удалось переговорить с такими сильными волонтерскими организациями, как «Петербургские родители» и «Родительский мост», - рассказывает Светлана Агапитова. – Они с удовольствием согласились поработать в этом детском доме. Думаю, что индивидуальная работа с подростками скажется на их поведении. Нужно найти к ним подход, увлечь их чем-то, тогда и проблем станет меньше, и убегать будет незачем.

Кроме того, я обращусь в Администрацию Колпинского района. Территория детского дома должна отвечать требованиям элементарной безопасности. Ребят с трудом вырвали из асоциальной среды, а получается, что эта самая среда спокойно себе проникает на территорию и лишний раз напоминает о «романтике» лихой безнадзорной жизни.

Да и к возрождению летнего лагеря районным властям нужно подключиться как можно скорее. В этом году, конечно, открыть его не получится, но вот к следующему году, ребята вполне бы могли отправиться на свою летнюю базу».




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00