Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Гастарбайтеры живут в детском доме вместе с сиротами

Вчера Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова посетила детский дом Лицея технологии и дизайна. Даже при беглом осмотре этого государственного учреждения стало очевидно, что ситуация там далека от нормальной. Сегодня, в различные компетентные инстанции от детского омбудсмена будут направлены официальные письма с предложением в кратчайшие сроки провести детальную проверку этого детского дома.

Неожиданный визит детского уполномоченного был вызван обращением, направленным Светлане Агапитовой от имени воспитанников детского дома. По крайней мере, так было сказано в письме. Забегая вперед, одно можно говорить с уверенностью – автор прекрасно осведомлен о ситуации в Лицее технологии и дизайна. Большинство фактов, указанных в послании, во всей своей неприглядности предстали перед Светланой Агапитовой и сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Конечно, финансовое благополучие руководителей, о котором весьма подробно рассказывает автор, в одночасье не проверишь. Но пройтись по комнатам и разузнать кто где живет оказалось возможным. «На пятом этаже нашего общежития живут все посторонние, на 2 и 3 этаже вместе с нами селят и других, а выдают за нас, детей-сирот… Платят они все по 3 тысячи директору в карман. На 5 этаже платят даже больше, а в наших комнатах уже 9 лет не делали ремонт, хотя мы знаем, что деньги дают на это» - сообщает автор. Большинство комнат на пятом этаже были закрыты. Однако, когда двери одной гостеприимно распахнулись, там обнаружились сомнительного вида люди практически не говорящие по-русски. Из маловразумительных объяснений стало ясно, что это «представители строительной фирмы» проживающие здесь «по бартеру». Что за бартер у строительной фирмы с детским домом выяснить не удалось, но слово «гастарбайтер» непроизвольно всплывало в сознании.

Студенты из области, проживающие в комнатах детского дома, уже не казались таким уж вопиющим нарушением. Правда они с детской непосредственностью сообщили Светлане Агапитовой, что никакие они не сироты и живут здесь за деньги, которые отдают лично в руки представителю лицея и никаких приходных ордеров взамен не получают. К слову сказать и сумму назвали ту же – 3 тысячи с носа.

Про отсутствие нормальных условий в комнатах глупо даже рассуждать – это очевидно. Если коридоры еще в приемлемом состоянии, то комнаты не видели ремонта очень давно. Автор письма объясняет это так: «Обои уже от старости отваливаются, что мы вынуждены скотчем их приклеивать или за свои деньги клеить новые обои. И сейчас ремонтируют 4 этаж и первый, а не наши комнаты… Конечно, там живут всегда туристы, а это деньги для директора. А мы с гнилыми обоями проживем… Летом нас всех из общежития выселяют, хотя некоторые бы и остались, а … селит на всех этажах туристов конечно это же хорошие деньги для них всех в карманы. Когда отключают горячую воду, так туристам сразу ставят нагреватели, а мы моемся ледяной водой. Конечно мы же ничтожества, а от них хороший доход себе в карман…»

Туристов, конечно, обнаружить не удалось – не сезон, но ремонт в пустующих помещениях 4-го этажа имел место быть. В то время как «внутренний интерьер» комнат, где проживают сироты, не пробуждал желания остаться погостить. Устойчивый запах «дихлофоса» вообще навевал на грустные мысли о клопах и прочих малоприятных насекомых, которые вполне могли найти себе приют под отклеивающимися то тут, то там обоями…

В коридоре около туалета стояла аккуратно заправленная койка. В ближайшей комнате обнаружились три девушки-подростка, спавшие на двух составленных вместе кроватях. Такое «эксклюзивное размещение» автор письма объяснял новациями в воспитании. «А если мы что-то говорим, то начинает нас обзывать, многих уже выгнала из общежития, грозит, что диплом не даст, а может и кровать выставить в коридор к туалету, чтобы там жить, чтобы все смеялись и унижали. Вот так и (имя воспитанницы не называем) она обвинила в пьянстве... Обзывала ее алкоголичкой, гулящей при всех и выселила к туалету в коридор. Она даже хотела уйти отсюда совсем из-за обиды такой, но мы уговорили ее остаться. Так она сейчас бедная спит то с сестрой, то с подругами».

Через какое-то время к «экскурсии» по детскому дому подключилась и директор заведения. Правда, ее комментарии мало что объясняли – все и так было очевидно. Собственно, отношение к руководству лицея автор обращения сформулировал так: «Скоро многие из нас выпускаются из лицея и хотят пойти учиться дальше, и мы боимся, что многим из нас испортят аттестаты или не дадут дипломы, чтобы мы никуда не смогли поступить. Поэтому мы надеемся, что вы наведете порядок у нас, дадите нам хороших директоров, которые будут заботиться о нас, а не набивать свои карманы и оскорблять нас каждый раз, как захочется. Вот мы вам указали все факты, можете все проверить и убедиться сами. Стыдно ведь должно быть бедных сирот обворовывать. Если бы все проверки были бы честными, то нам сиротам не приходилось бы убегать куда-то или вены себе резать, а ставили бы заботливых и честных директоров».

Что тут добавишь? Действительно должно быть стыдно.

Комментирует Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Светлана Агапитова:

«Увиденное в детском доме Лицея технологии и дизайна, конечно возмущает. Я буду настаивать на детальной проверке всех видов деятельности этого учреждения. Любые злоупотребления в отношении детей-сирот отвратительны. Это не только противозаконно, но и аморально, низко и недостойно. Ведь их некому защитить, они всего боятся и даже не знают кому можно пожаловаться. Хорошо, что в этой ситуации оказался неравнодушный человек, нашедший способ сообщить о происходящем.

Сегодня же от Аппарата Уполномоченного по правам ребенка мы направим официальные письма в Миграционную службу, Комитет по образованию, Прокуратуру и Комитет финансового контроля. Иного способа повлиять на обстановку в этом детском доме я не вижу.

Правда меня очень беспокоит, чтобы все это разнообразие проверок рикошетом не ударило по воспитанникам. Но мы этого не допустим. Теперь дети знают куда обращаться».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id25