Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

«Химическое» воспитание для трудных детей

Продолжается выяснение обстоятельств госпитализации в психиатрическую больницу детей из Детского дома №19. По информации, полученной из Прокуратуры Санкт-Петербурга, в ближайшие дни туда будет направлена проверка, в которой также будут участвовать специалисты Комитета по образованию.

Сотрудник аппарата детского Уполномоченного уже навестила детей в больнице, ознакомилась с документами и побеседовала с врачами. Согласно записям в медкартах, из 4-х воспитанников детского дома только двое были госпитализированы по направлению врача-психиатра. Одному мальчику было рекомендовано плановое обследование в стационаре, но его, почему то увезли «по скорой». Сейчас эти трое ребят, являются пациентами ЦВЛ «Детская психиатрия».

Больше всего неувязок с 16-летним подростком, помещенным в больницу им. И.И. Скворцова-Степанова (подробнее в предыдущем материале). Показания к его госпитализации отсутствуют вовсе. За день до того, как мальчика «забрали», его осматривал врач из психоневрологического диспансера, курирующего детдом. Никаких тревожных симптомов отмечено не было и воспитаннику были лишь рекомендованы занятия с психологом. И, тем не менее, 18 марта три медбрата, со слов мальчика, «связали руки, обмотали тело веревками и увели в машину». Согласие на госпитализацию он подписал лишь на следующий день в больнице, после того, как ему сделали это предложение в весьма категоричной форме.

Этот подросток считается трудным из-за сложного характера. Обостренные отношения с персоналом детдома и угроза отправки в «психушку», подтолкнули его к побегу. После этого, в сопровождении сотрудника аппарата детского Уполномоченного, он был на приеме в Комитете по образованию. Там пообещали, что никто его не тронет, если он будет учиться и перестанет конфликтовать. На исправление дали месяц. Подросток изо всех сил старался – всего лишь за неделю исправил оценки по всем предметам, кроме физики, вел себя неагрессивно. В итоге, через неделю, оказался в психиатрической больнице.

Мальчику назначен «лекарственный препарат для коррекции поведения». Однако, даже лечащий врач сказала, что «таким детям нужна любовь и понимание, мальчик просто сильно обижен». Хорошо, что медицинские работники это понимают, но вот почему это не так очевидно для тех, кто занимается ребятами в детском доме?

«Сейчас мы столкнулись с таким мнением, что если с ребенком не могут справиться воспитательными методами, то ему назначается медикаментозное лечение, корректирующее поведение, - рассказывает Светлана Агапитова. – Это довольно странный подход – заменять мастерство педагога таблетками. Вряд ли такое «химическое воспитание» с малых лет положительно скажется на психике человека в будущем. Мы хотим понять насколько это вошло в систему и как это можно изменить.

Я уж не говорю, что ни в коем случае нельзя было обманывать шестнадцатилетнего подростка с «трудным характером». Ведь взрослый человек, государственный служащий пообещал, что в течении месяца его никто не тронет. Парень поверил – начал исправляться, а его – в больницу. И кому он будет верить теперь?...

Я буду настаивать, чтобы проверяющие исследовали не только бумаги и документы. Нужно общаться с детьми, иначе объективной картины никогда не получится. Бумаги можно переписать, привести в соответствие. А вот судьбу ребенка-сироты, которого отдают «на воспитание» в психиатрическую больницу, исправить куда сложнее».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id1169